Студопедия — Массовая и элитарная культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Массовая и элитарная культура






 

Типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы.

 

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира.

аждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:

1). Идеационального - тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия; преобладает "истина веры",

2). Чувственного - господство чувственности; преобладает "истина чувств"

3). Промежуточных (переходных, "не чистых") - между этими двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры:

а. идеалистического (смешанно-гармоничный), примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; "человеческими умами будет руководить истина разума".

б. эклектичного (смешанный, негармоничный), примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество). Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.

Массовая и элитарная культура

Достаточно широко известны субкультуры, которые выделяются по признакам творческого вклада их носителей в развитие культуры, а также по развитости и сложности создаваемых и потребляемых культурных ценностей.
Понятно, что способностями к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности, одарены далеко не все люди. Ещё меньшему количеству удаётся реализовать такие способности и таланты. Соответственно и ощущать потребность в освоении так называемой высокой или классической культуры, прежде всего искусства, а также науки, юриспруденции, профессиональной политики, религии, философии дано тоже далеко не самой большой части любого общества. Исследование, проведённое во Франции в 1960-е годы, показало, что среди посетителей музеев 1 процент составляли сельскохозяйственные рабочие, 4 процента рабочие промышленности, 5 процентов ремесленники и торговцы, остальное — служащие с высоким образованием и представители более высоких социальных классов. В современной России (как, впрочем, и в бывшем СССР) ситуация примерно такова же. Достаточно вспомнить, какой процент населения (в том числе и среди студентов не художественных вузов) постоянно посещает концерты симфонической и камерной музыки, художественные выставки, театры, читает классическую литературу, занимается научными исследованиями и разработками.
Принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков элитой общества, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих её, — массой. Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты, она — основной «мотор» общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормам и стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты в культуру, в жизнь общества является в конечном счёте, как пишет А. Флиер, организация и упорядочение жизни. Отсюда представление о культурах (по сути, субкультурах) массовой и элитарной.
Важно отметить: критерием различения выступает не количественное соотношение названных общественных групп, а их участие в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Численность массы и элиты — всего лишь следствие сущностных особенностей этих групп.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 475. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия