Студопедия — Методика аналитической медитации о непостоянстве и смерти
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методика аналитической медитации о непостоянстве и смерти






Структура аналитической медитации о непостоянстве и смерти сводится к осознанию: (1) недостатков отсутствия памятования о непостоянстве и смерти; (2) преимуществ памятования о непостоянстве и смерти; (3) неизбежности смерти;

(4) неопределенности момента смерти; (5) того, что в момент смерти может помочь только Дхарма. Это – «пять обнаженных наставлений о смерти», переданных мне моим мастером.

 

I. Недостатки отсутствия размышлений о непостоянстве и смерти:

 

(1) Вы не думаете о Дхарме. О чем вы думаете, если не думаете о Дхарме? О богатстве, о поездках за границу, о получении виз, или о поездке на Байкал, об очередном празднике и обычной суете сует. И таким образом вся ваша жизнь протекает впустую. Это – из-за дебютной ошибки, которая совершается по причине отсутствия размышлений о непостоянстве и смерти. Один мастер Дхармы говорил: «Если ты утром не обдумывал непостоянство и смерть, то день пройдет впустую. Если ты вечером не размышлял о непостоянстве и смерти, то ночь пройдет впустую».

(2) Даже если помните о Дхарме, вы не занимаетесь её практическим претворением. Хотя учитель и духовные друзья говорят вам, что надо заниматься практикой Дхармы, вы занимаетесь самообманом, говоря себе: «Сейчас я очень занят, но, закончив это дело, я займусь практикой Дхармы». Однако никому в мире не дано закончить свои дела. Люди умирают, не завершив дела. Когда вы, двадцатилетние, смотрите на шестидесятилетних пенсионеров, вы думаете: «Займусь практикой, когда мне будет шестьдесят лет, и мне нечего будет делать». Но спросите бабушек, закончили ли они свои дела? Они скажут, что у них ещё много планов. Если не помнить о непостоянстве и смерти, то, даже помня о Дхарме, человек не практикует Дхарму. Таков механизм. А если будете думать о непостоянстве и смерти, то механизм полностью поменяется. И даже если вам будут запрещать заниматься практикой Дхармы, вы всё равно будете практиковать. Достаточно поменять только одну деталь в механизме – отношение к непостоянству и смерти – и вы станете практиком Дхармы.

(3) Даже если и занимаетесь практикой Дхармы, она выполняется не чисто. Чже Цонкапа говорил: «Размыщляй о непостоянстве и смерти, и тогда ты станешь чисто практиковать Дхарму». Если же у вас отсутствует чувство непостоянства и смерти, то зачем вы выполняете практики нендро? Признайтесь, что в глубине души кроется мысль: «Вот я закончу быстренько подготовительные практики и приступлю к более высоким практикам. Тогда я стану йогином». В этом случае ваша практика Дхармы становится опять мирской дхармой: вы хотите услышать, как восхищенно ваши друзья говорят о том, что вы закончили нендро.

(4) Вас охватывает лень. Потом вы умираете, и драгоценная человеческая жизнь заканчивается. Это действительно очень большая потеря. Но мы этого не понимаем, поскольку не исследовали это положение вещей. Мы являемся плохими директорами фирмы нашего ума, так как не исследуем настоящее положение дел и свои настоящие проблемы. И не только лень одолевает вас. Все омрачения возбуждаются спонтанно в вашем уме, если у вас нет переживания непостоянства и смерти. Когда вы не думаете о непостоянстве и смерти, то инстинктивно полагаете, что будете жить долго. И начинаете думать о том, как добиться положения в обществе, известности, уважения, денег, – все это становится очень важным для вас. И тогда омрачения возникают сами собой. Почему? Потому что есть интерес – к своему статусу, славе, богатству. Из-за него возникают в уме отрицательные эмоции – гнев, зависть и т.д. Если провести исследование, то обнаружится, что всё дело – в том, что вы не размышляете о непостоянстве и смерти: из-за того, что вы не осознали непостоянство и смерть, вы думаете, что будете жить долго, и в вашем уме укрепляются восемь мирских дхарм, а омрачений становится с каждым днем все больше. У маленького ребенка, который не имеет привязанности к восьми мирским дхармам, меньше омрачений. Чем старше становится ребенок, тем больше у него омрачений. Человек, который в детстве не мог убить даже птичку, в тридцать лет убивает людей сотнями. Всё это имеет место из-за отсутствия опыта размышлений о непостоянстве и смерти.

(5) Уйдете из этого мира с сожалением и, скорее всего, переродитесь в одном из низших миров. Это не я вам говорю, об этом учил Будда. Будда видел, каким образом действует этот механизм, который заставляет человека находиться в круговороте сансары. Один из элементов этого механизма – отсутствие чувства непостоянства и смерти. Наше настоящее положение таково, что мы выпали из самолета и приближаемся к земле. Но до сих пор мы не испытываем страха. Как говорил один мастер, в определенном смысле человек глупее, чем овца, ибо овца, увидев, что пастух зарезал овцу, боится, что следующая очередь – её, и она может даже попытаться спрятать нож, как это произошло однажды на самом деле, человек же, видя, как люди вокруг умирают, не думает о собственной смерти.

 

II. Преимущества размышлений о непостоянстве и смерти:

(1) Памятование о Дхарме.

(2) Размышление о непостоянстве и смерти будет напоминатьвам о том, что в момент смерти вам может помочь только Дхарма, и поэтому вы решитесь практиковать Дхарму. Ваше стремление к практике станет расти.

(3) Когда вы будете помнить о непостоянстве и смерти, вы не просто помните о Дхарме, а стремитесь заниматься практикой уже сейчас, до того, как встретитесь с землей: практика как бы сама приходит к вам. Это и есть энтузиазм. Иначе получается, что учитель стоит над вами с палкой и говорит: «Помни о Дхарме, практикуй Дхарму!» Но палка не помогает. А когда у вас появится собственное желание заняться практикой, то вы будете практиковать Дхарму очень чисто. Эта жизнь с её маленькими мирскими радостями перестанет иметь для вас какую-то значимость, вы будете свободны от восьми мирских дхарм: они естественным образом исчезнут из вашего сознания и из вашей жизни. Ваша практика станет чистой.

(4) Если будете размышлять о непостоянстве и смерти, то день за днем ваши омрачения, ложные концепции, предрассудки станут терять свою силу, а ваши положительные качества станут прибывать, как растущая луна. Поэтому просто размышлять о непостоянстве и смерти – это само по себе является сильной практикой.

(5) В момент смерти у вас не будет сожалений, а появится уверенность, что смерть – это лишь смена старого дома и поиск нового. Буддисты не боятся смерти: это нечто естественное, все живые существа умирают. Они боятся смерти без практики Дхармы и перерождения в низших мирах. Люди, прыгающие с парашютом, не боятся приземления, они боятся, что парашют не раскроется.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия