Студопедия — В чем заключаются функции культуры?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В чем заключаются функции культуры?






 

Культура — это категория, с помощью которой можно обозначать, описывать и изучать социальные функции людей, т.е. культура — это не действующий субъект, а только форма обозначения проблемы.

Первая социальная функция, познаваемая с помощью категории «культура», — социальная интеграция и консолидация людей, а также накопление ими социального опыта. Культура — продукт совместного существования людей, которое требует обретения общих целей и интересов.

В процессе своей коллективной жизнедеятельности люди накапливают определенный социальный опыт сосуществования и совместного решения общих проблем. Но сообщества живут в постоянно меняющихся природных и особенно исторических условиях. Они вынуждены адаптироваться к этим изменениям, обновлять набор способов и продуктов жизнедеятельности, форм социальной организации и взаимодействия и т.п. и постоянно совершенствовать их, т.е. развиваться. Таким образом, социальный опыт касается воспроизводства, как традиций коллективной жизни, так и способов самосовершенствования форм жизнедеятельности. В процессе накопления социального опыта происходит его селекция — отбираются наиболее удачные как утилитарно, так и по своим социальным последствиям образцы, лучшие из которых остаются в памяти людей как социальные (культурные) ценности. Эту функцию можно назвать ценностно-смысловой — с ее помощью кристаллизуются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

Другая функция: организационно-регулятивная. Для осуществления совместной жизнедеятельности людям необходимо как-то самоорганизовываться, объединиться в территориальные и деятельностно-функциональные группы, договориться о приемах деятельности в этих группах, согласовать их между собой, выработать некоторые общие правила взаимодействия как внутри групп, так и между группами, практически координировать свои действия, оценивать и корректировать их результаты и т.п. Все это в равной мере касается как высокоспециализированных областей практики (экономики, политики, искусства, религии, науки и пр.), так и обыденных форм сосуществования людей — в семье, в соседстве и т.п. Поэтому исторически сложилось множество взаимодополняющих форм социальной организации и регуляции: кровнородственные, этнические, территориально-хозяйственные, конфессиональные, политические, сословные, профессионально-корпоративные. Все они тем или иным образом регулируют исполнение человеком «правил игры» в его ролевой функции.

Третья социальная функция — нормативно-деятельностная. Она заключается в том, что всякая деятельность по удовлетворению интересов и потребностей людей так или иначе нормирована, прежде всего, историческим опытом производителя. У каждого народа складываются специфические требования к тем или иным технологиям и продуктам (результатам) деятельности, как по их потребительским свойствам, так и по приемлемости их Цены и социальных последствий. Это в равной степени распространяется на материальные продукты, на искусственную среду обитания, и на новые знания, идеи, верования, формы социальной организации и регуляции, нормы социального взаимодействия, образование, искусства и т.п. Вместе с тем деятельность людей — это не только механическое исполнение правил, но развитие, совершенствование, создание каких-то новых, более эффективных технологий и продуктов с лучшими свойствами. Такая деятельность называется творческой. В принципе элементы творчества присутствуют в любом виде деятельности, но есть специальные виды, сконцентрированные преимущественно только на творческих методах работы: искусство, наука, философия.

Следующая функция — знаково-коммуникативная. Люди создают искусственный мир не только из материальных объектов — вещей, сооружений, но и из их символических «двойников» — понятий и названий всех этих объектов, так же как и элементов всего остального мира (естественного), а также искусственные объекты чисто символического (идеацианального) свойства, не имеющие «вещного» выражения (например, религиозная вера, музыка или слова языка). Все объекты, окружающие человека, воспринимаются им не только как физические сущности, но и как знаки, как информация об этих сущностях, выраженная в символической форме, т.е. все воспринимаемые человеком феномены бытия могут быть поняты и прочитаны как «тексты», несущие информацию хотя бы о самом себе (а часто и много другой информации). Это дает возможность обмениваться не только самими вещами, но и информацией о них, знанием, опытом, т.е. осуществлять социокультурную коммуникацию. Классический пример тому: язык, на котором мы говорим и пишем и который представляет собой не более чем набор условных символов (слов), обозначающих какие-то реалии или фантазии. Благодаря этому человек познает мир, накапливает знания о нем в виде выраженной в условных знаках информации и производит с ней мыслительную аналитическую работу, т.е. оперирует в своем мозгу не только чувственными образами, но и их названиями, «замещающими» сами явления. Эта возможность является основой всякой интеллектуальной деятельности.

Еще одна функция, тесно связанная с предыдущей, — межпоколенная трансляция социального опыта, знаний, норм, информации. Культура не наследуется человеком генетически. Каждого индивида необходимо специально обучить основным составляющим этого опыта, хотя бы в его наиболее универсальных составляющих. Этот процесс социализации и инкультурации личности реализуется в ходе детского воспитания в семье, общего образования в школе, обучающих и корректирующих контактов с социальным окружением. Важнейшими инструментами социализации и инкультурации являются традиции, обычаи, обряды, религия, языковые нормы, бытовой этикет, культурные институты (музеи, библиотеки), искусство, средства массовой информации, идеология, законодательство и т.п. Все они обучают человека наиболее общим правилам жизни в данном сообществе, транслируют ему наиболее общие ценности социального опыта. Кроме обыденной культуры есть еще и специализированная, т.е. знания и умения, которые называют профессиональными. Это тоже социальный опыт, но узко специализированный по отдельным областям деятельности, именно в нем порождаются основные творческие новации. Его трансляция производится посредством профессионального образования. Эту функцию в целом можно назвать социальным воспроизводством личности и общества.

Еще одна функция культуры: самоидентификация людей, как индивидуальная, так и групповая. Каждому обществу необходимо осмыслить, что его связывает с другими обществами (общность интересов), а что выделяет (индивидуализирует). И личность также нуждается как в ощущении и маркировке своей общности с социумом, так и в выделении черт своей личностной неповторимости. Специфика культурного усвоения человечества такова, что индивидуальное выражается не за счет антагонистического противопоставления кого-либо общепринятым нормам (это уже выход за границы культуры), а путем интерпретации этих норм (в оговоренных пределах допустимого). Народы создают национальные интерпретации стихийно сложившихся общечеловеческих социокультурных норм бытия, личности — персональные интерпретации социальных и национальных норм общества. Именно в этом сложном двуединстве нормативного и интерпретативного кроется возможность культурной самоидентификации общества и личности, их адаптивность, способность к саморазвитию и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 609. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия