Студопедия — Закономерности развития культуры. стойкостью» и «моральным износом цивилизации»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Закономерности развития культуры. стойкостью» и «моральным износом цивилизации»






стойкостью» и «моральным износом цивилизации». Обобщив по­нятия жертвы и подмены, получаем то, что Ренан назвал «роковым законом»1.

Почему нужно много отраслей и типов культуры и не происхо­дит полной замены старого новым? Действует закон культурного разнообразия, который также аналогичен основному закону эко­логии, как закон жертвы — модели происхождения материи, пред­ложенной Пригожиным, а закон подмены — закону роста энтро­пии. Закон жертвы ответствен за становление нового, закон разно­образия — за сохранение старого, закон подмены — за смену отраслей. Если бы не было подмены, не было бы потребности в об­новлении; если бы не было жертв, не утверждалось бы новое; если бы не было разнообразия, старое погибало бы.

Данный подход утверждает, что добровольная жертва имеет не менее фундаментальное онтологическое основание, чем насилие, и каждый вправе занять свое место на шкале от жертвы до подме­ны, от насилия до любви. Имеется в виду, конечно, не'любовь-эрос, а любовь-агапэ, жертвенная любовь.

Для сравнения изложим концепцию генезиса цивилизаций Тойнби. Первая стадия — Вызов. «Вторая стадия в испытании че­ловека — это кризис... в отчаянии и ужасе он восстает против судьбы, которая через его же деяния привела его на жертвенный костер. Кризис преодолевается осознанием себя как инструмента Бога, средства для достижения Его цели»2. Ситуацией типа «Вызов и Ответ» Тойнби объясняет возникновение цивилизаций. Начало подмен аналогично Тойнбиеву надлому цивилизаций, а торжество подмен — распаду. Надлом, по Тойнби, происходит от внутренних причин, одна из которых грех. Тут два варианта. Один — «стремле­ние, совершив однажды творческий акт, почить на лаврах». Вто­рой — «когда субъект, опьяненный успехом, утрачивает душевное и умственное равновесие и сам становится причиной несчастий, пытаясь добиться невозможного»3. Тойнби называет также чрез­мерное увлечение прошлым (это касается Афин) и самоидолиза-цию (это касается Венеции и Византии).

Рассматривая творческий ответ на вооруженную агрессию, Тойнби делает вывод, что «милитаризм сам по себе является источ­ником творческой энергии»4. Бедность, унижение — это постоян-

1 Ренан Э. Указ. соч. С. 292.

2 Тойнби А. Указ. соч. С. 111 — 112.

3 Там же. С. 309.

4 Там же. С. 139.


Культурология в вопросах и ответах

но действующие стимулы к преодолению трудностей, тогда как богатство, слава, свойственные господствующему положению, расслабляют человека. Рассматривая представления Тойнби, необ­ходимо помнить, что закономерности мира культуры не совпадают с закономерностями мира материальной жизни, так же, как зако­ны, по которым живет Человек Духовный, не совпадают с закона­ми, по которым живет Человек Разумный.

Свою схему развития культуры формулирует А. Кребер: созда­ние образца (паттерна) -> его развитие -> разложение его. Кребер считает, что «когда культурная энергия реализуется в творческих паттернах, ее высвобождение на подъеме происходит стремитель­но, в то время как спад происходит постепенно»1. В высших циви­лизациях создание высших ценностей, как считает Кребер, прояв­ляется в форме временных вспышек. Если это так, то вполне логично признать причиной их «всплеск энтропии», о котором говорится в модели происхождения материи, созданной синерге­тикой.

3 • Перспективы культуры будущего

В существующих концепциях культуры, ни одна из которых не представляется идеальной, можно выделить рациональное зерно. Ценность марксистской концепции — в представлении о законах и прогрессе, хотя она не учитывает специфики культуры как тако­вой. Ценность фрейдистской концепции — в анализе значения культуры для индивида, хотя это значение не выявлено в полной мере. Ценность идей Шпенглера — в формулировании особых закономерностей развития в пределах данного типа культуры, хо­тя специфика и динамика отраслей остаются за рамками рассмот­рения.

Отрасль культуры, которая является властительницей дум, мо­жет претендовать на господство. Таковой сегодня нет, хотя лиди­рующее положение продолжает занимать идеология. В этих усло­виях наблюдается стремление людей зацепиться за уступы искусст­ва, мифологии, философии, религии, науки. Оно похвально, но мало кому удается. «Сегодня человек с болью воспринимает тот факт, что ни его великие религии, ни многочисленные философии

Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 477.

270 ■








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия