Студопедия — Вопрос Культура России в конце XIX - начале XX в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос Культура России в конце XIX - начале XX в






Четкую грань между «золотым» и «серебряным» веками русской куль­туры провести довольно трудно. В последние два десятилетия XIX в. в свя­зи с интенсификацией исторического развития страны проявляются сле­дующие тенденции, которые в первые десятилетия XX в. становятся вполне очевидными.

1. Происходит дальнейшее усложнение, дифференциация культуры, ее различных отраслей.

2. Намечается демократизация культуры, то есть постепенное при­общение к ней все более широких народных масс.

3. В связи с демократизацией появились и такие явления, как коммер­циализация и омещанивание культуры, приспособление ее к вкусам «широ­кой публики» с целью заработать «на культурке».

4. Общественно-политическое размежевание в стране, обострение по­литической борьбы, приверженность творцов культуры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям развития страны предопределили по­ляризацию и политизацию в культурной среде, внутри научно-педагогиче­ской, художественной и иной интеллигенции.

Эти тенденции просматриваются в развитии любой сферы культуры.

В просвещении непрерывно росли вложения в образование со стороны государства, частных предприятий и физических лиц, общественных объе­динений. С 1908 г. реализовалась программа введения всеобщего начального обучения, одобренная Государственной думой. Число вузов и студентов уве­личилось к 1913 г. вдвое. Женщины получили доступ к высшему образова­нию, но в России женское высшее образование было только платным. В сред­них учебных заведениях также преобладало платное обучение. Министерство торговли создало коммерческие училища (наряду с реальными и классичес­кими).

Печать и книгоиздательство находились в основном в частных руках и стали достаточно прибыльным делом. В 1913 г. Россия занимала второе место в мире после Германии по количеству издаваемых книг.

В науке возникло множество школ, направлений. К 1917 г. наряду с 300 государственными научными учреждениями большую работу проводили 300 научных обществ. В этот короткий период труды И.П. Павлова иИ.И. Меч­ никова удостоились Нобелевских премий (учреждены в 1901 г.). Н.В. Скли-фпсовский широко применял антисептический метод в хирургии. Ученые много делали для армии, для восстановления русского флота после русско-японской войны (кораблестроитель А.Н. Крылов и др.). Еще в 1911 г. ГЕ. Котельников изобрел ранцевый парашют. Н.Д. Зелинский в 1915 г. соз­дал угольный противогаз. Н.Е. Жуковский создал первый в Европе аэроди­намический институт.

В литературе реалистов (А.П. Чехов. Д.Н. Мамин-Сибиряк. А.И. Куприн. И.А. Бунин. Л.Н. Андреев. В.В. Вересаев. А.С. Серафимович. М. Горький и др.) пытаются теснить символисты (В.Я. Брюсов, А. А. Белый, А. А. Блок и др.), футуристы (В.В. Маяковский и др.), акмеисты и другие течения.

В русских театрах ставились пьесы Л.Н. Андреева. М. Горького, А.П.Чехова. Новым явлением театральной жизни стал Малый художествен­ный театр в Москве, созданный при помощи крупного капиталиста С.Т. Мо­ розова. Классикой театрального искусства стали работы режиссеров КС. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В.Э. Мейерхольда, акте­ров ИЖМосквина, Ш1Качалова, ШТЛСншщегзгНеховш, МЖАндгжШЙ, В.Ф. Комиссаржевской и других.

В музыке развивались традиции «Могучей кучки». Менеджером, про­дюсером русского искусства в Европе был С.П. Дягилев. Европейскую из­вестность быстро приобрели композиторы С.В. Рахманинов. И.Ф. Стра­винский. Б.Ф. Асафьев. А.К. Глазунов, исполнители Ф.И. Шаляпин. А.В. Нежданова. Л.В. Собинов, артисты балета А. Павлова. В. Нижинский и др.

В живописи наряду с передвижниками приобретают известность В.М. Васнечпв, М.А. Врубель. М.В. Нестеров. Н.К. Рерих. Различные художественные позиции служат основой для появления художественных объединений - «Мира искусства», Союза русских художников и др.

Многие крупные деятели искусства называли предреволюционное вре­мя «полетом над бездной», чувствовали приближение потрясений и отразили это в своем творчестве.


 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия