Студопедия — Природа как предмет философского осмысления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа как предмет философского осмысления






Природа как предмет философского осмысления.

Понятие «природа» - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой.

Природа в широком смысле - это Универсум, Вселенная во всем ее многообразии. Природа в узком смысле - это биосфера, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью. Особенностью природной формы бытия материи является ее объективность, первичность по отношению к другим формам бытия, т.к. природа существует вне и независимо от человечества, а человечество существует только в природе и в существенной зависимости от нее. Природа - это материя, не осознающая своего бытия. Общество - это материя, развивающаяся до сознания своего бытия; это относительно обособившаяся от природы часть материального мира как результат взаимодействия людей.

Природа служит естественной основой жизнедеятельности общества.Элементы среды, созданные из природных веществ человеком, но лишённые, в отличие от природы, дальнейшего саморазвития и не имеющие аналогов в природе, образуют техногенную, антропогенную среду обитания.

 

Особое значение в обсуждении философских проблем понятие «природа» обрело после осознания важности таких противоположностей, как «природа – культура» и «природа – дух».

 

В части соотношения «природа - культура» уже софисты стали придавать большое значение различению того, что существует только «по природе», и того, что существует по обычаям и другим человеческим установлениям. К этой области условного они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишая их таким образом внутренней обязательности.

Начиная с Сократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественным разумом человека. Этот взгляд позднее особенно последовательно был развит стоиками, для которых выражения «жить по природе», «жить по разуму» и «жить добродетельно» были синонимами.

Противопоставление «жизни по природе» (как нормальное, естественное и добродетельное) «жизни по культуре» (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) прослеживается, например, во взглядах Ж.Ж.Руссо ( XVIII в. ), а в своих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движениях XX века.

Однако, во второй половине XX века, когда была осознана серьезность возможного глобального экологического кризиса, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция устойчивого развития, концепция коэволюции природы и общества и другие. Стало понятно, что человек (общество) и природа имели два этапа взаимоотношений:

1. Отношения потребления — присвоение человеком даров природы и жизнь с ней в гармонии и равновесии.

2. Отношение покорения природы - стремление к господству над ней; противопоставление себя природе, её коренная переделка, что к концу XX века породило глобальный экологический кризис. Главное в таких условиях — выработка общечеловеческого экологического императива деятельности на основе коэволюции природы и общества. Императив (от лат.inperativus) - повелительный, высшее требование, важнейший принцип. Коэволюция - совместная эволюция природы и общества. В 20-е годы XX в. французский ученый Э.Леруа ввел понятие ноосферы (сферы разума).Впоследствии это понятие было углублено Тейяром де Шарденом и В.И.Вернадским, исходившими из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превращается в ведущую силу, которая впредь будет определять эволюцию нашей планеты, что человеку придется сознательно принять на себя ответственность за развитие биосферы. Среда обитания человечества, управляемая, научным разумом и называется ноосферой. Трансформация биосферы в в ноосферу - качественно новый этап в развитии человечества и необходимое условие существования и развития цивилизации. Будущее человека и человечества, как и будущее живой природы, возможно лишь в форме ноосферы.

 

Другая пара противоположностей – «природа - дух» была сформулирована в философии Платона с его четким противопоставлением «мира идей» «миру вещей». Этот дуализм (двойственность) природы и духа был воспроизведен в Новое время в учениях Декарта и Канта. У Декарта дуализм существовал в виде представления о двух субстанциях - субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая установка была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде противопоставления «наук о природе» «наукам о духе», «наукам о культуре», что вылилось в расхождение двух культур - естественно-научной и гуманитарной.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 2062. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия