Студопедия — Часть первая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть первая






 

Онтология культуры. (Общее понятие культуры)

 

Тема 1. Основные термины и методология курса.

Философия культуры и культурология. Краткий обзор культурологических дисциплин: история культуры, теория культуры, социология культуры, феноменология культуры. Подходы и методы изучения культуры, особенность философской методологии. Онтологическое, гносеологическое и аксиологическое измерения философского знания. История вопроса. Латентные формы философствования о культуре и специально организованные систематические построения. Богословие культуры. Методология курса. Философские и культурологические компоненты в содержании курса. Онтологический, гносеологический и аксиологический ракурсы понимания культуры.

 

Тема 2. Сущность культуры.

Многомерность культурного бытия и многообразие определений культуры. Культура и культурность, культура как уровень развития, как стиль жизни. Культура и природа, культура и цивилизация. Культура и общество. Культура и религия. Сложности определения. Различные подходы. Онтологическое понимание культуры: место феномена культуры в составе сущего и его бытийный статус. Культура как мир человека, совокупность продуктов человеческого познания и творчества. Первая или физическая природа и социо– культурная сфера как «вторая природа». Дихотомия искусственного и естественного, ее античные корни и современные экспликации. Ограниченность дихотомического подхода. Метареальность Божественного в религиях откровения. Культура и трансцендентная духовная реальность. Культура и царство Божие. Трихотомия: культура - искусственное «между» естественным и сверхъестественным.

 

 

Тема 3. Проблема происхождения культуры.

Естественно-генетический и (или) эволюционистский подход. Анализ и критика натуралистических представлений о происхождении культуры. Идеалистические представления о происхождении культуры, их сильные и слабые стороны. Библейско-христианский взгляд на происхождение культуры. Культура в свете категорий творения и грехопадения. Начало истории. Культурное измерение истории и историческое измерение культуры. Уязвимые места креационистских подходов к происхождению культуры. Взаимодополнительность подходов в соответствии с учением Аристотеля о типах причиности.

 

Тема 4. Строение культуры в ее генезисе.

Культура как организм: концептуальные и символико-метафорические аспекты. Процесс культуротворчества как органопроекция. Культура как отношение. Понятие формообразований культуры как кристаллизаций отношений определенного типа. Культура как система форм отношения человека к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолюту. Общие законы генезиса культурных систем в их связи с законами познания. Восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Закон углубления от явления к сущности. Закон оборачивания методов и результатов. Иерархичность культуры. Система уровней обобщения: частное – общее - универсальное.

 

Тема 5. Когнитивное, праксиологическое, эстетическое и сакральное измерения культуры.

Культура как система форм отношения человека к природе: техника – наука – научная картина мира (космология и космогония). Социально-практический вектор генезиса культуры: экономика – полития – государство – право – мораль – социальное мировоззрение эпохи. Автохтонные искусства и иные (элементарные, смешанные, синтетические) формы эстетической деятельности. Эстетическое измерение культуры как отношение человека к самому себе по преимуществу. Генезис эстетического отношения: ремесло – архитектура – скульптура – живопись – музыка – поэзия – эстетическое миросозерцание эпохи. Предельные идеализации по линиям формирования культурного пространства – научная картина мира, социально-этическое мировоззрение, эстетическое миросозерцание, их духовные прообразы – истина, благо, красота, и рефлексивные концептуализации – натурфилософия, этика, эстетика.

 

Тема 6. Культура как целостная система.

Понятие духовной жизни. Духовная жизнь эпохи в ее генезисе – триединство космологии, социально-этического мировоззрения и эстетического миросозерцания эпохи. Жизнь и душа. Понятие духа: самосознание, свобода, творчество. Дух как отношение к трансцендентному. Дух личный, объективный и исторический. Формы духовного бытия – категории, универсалии, ценности. Культура и религия. Место философии в культуре. Коммуникативная миссия философии в культуре. Осевое измерение культурного бытия: религия – школа – семья. Религия как система связей с трансцендентным. Религия как «сердце» культуры, духовная энергия, образующая ее экзистенциально-аксиологическую сердцевину. Школа (система образования) как детородная система культуры. Семья как ячейка культурного организма. Значение осевого измерения в жизни культурных организмов.

 

Тема 7. Итоговые определения культуры.

Коллективная демиургия человеческого рода – процесс и результат. Элементы рождения (воспроизводства) и творчества (созидания). Органицистские и исторические подходы к пониманию культуры. Культура и - сознание, душа, дух человека. Чувственный, разумный и волевой аспекты культуры в их единстве. Типы внутрикультурных взаимозависимостей и взаимодействий: индуктивный (событие – формообразование, формообразование – организм), дедуктивный (целое – элемент), межструктурный (формообразование-формообразование). Культура как открытая саморазвивающаяся система. Культура как душевно-духовная жизнь человека и человечества в ее объективной (объективированной) предметно-символической выраженности. Культура как знаковая (символическая) система. Культура как тело. Пространство и время культуры. Культура как память истории. Дифференциация понятий культура и цивилизация.

 

Тема 8. Гносеологические и аксиологические измерения философии культуры.

Целостность философского анализа как задача. Единство предмета и его понимания в философии. Проблема специфики познания культурных явлений. Принципы историзма личной вовлеченности в познание. Философия культуры как событие внутри культуры. Важность и неотчуждаемость аксиологического элемента в философии культуры. Переход к осмыслению культуры в гносеологическом и аксиологическом ракурсах через исследование истории ее познания.

 

 







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия