Студопедия — Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире






Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостность, чьей сущностью является свобода. Перед лицом социальной нормативнос­ти, стандартизирующей индивидуальное поведение, лич­ности крайне трудно уберечь свою «самость» от унифици­рующих воздействий и оставаться свободной. И все же ее высший долг заключается в том, чтобы сохранять вер­ность самой себе и быть готовой восстать против любых форм нормативности, если они угрожают ее экзистенции. Это означает способность к выбору, бесстрашие перед не­известностью, готовность к любым последствиям. За все совершаемое, за результаты своего свободного выбора че­ловек несет ответственность только перед своим «я».

Кроме практической формы свободы, существует дру­гая, имеющая преимущественно духовный характер. В кри­тические моменты жизни, когда ее драматизм достигает предела, у человека открываются глаза и действитель­ность предстает в ином свете. Болезнь, страдания, угроза смерти, переживания чувств страха, вины позволяют ос­вободиться от ценностно-нормативных стереотипов сует­ной повседневности и ощутить внутреннюю свободу и свою причастность к абсолютам трансцендентной реальности. И хотя их истинная суть человеку не открывается, но устремленность к ним позволяет ему возвыситься над ба­нальностью обезличенных поведенческих штампов.

Концепция «осевого времени»

Широкую известность обрел разработанный Яспер-сом концепт «осевого времени». Он ввел его для обозна­чения исторического периода с VIII по II вв. до н. э. как наиболее важного, по его мнению, для развития миро­вой цивилизации.

• 287


 


Ясперс исходил из существующей в христианском мире традиции разделять мировой исторический про­цесс на два крупных периода: первый — до Рождества Христова, второй — после него. Этой традиции соответ­ствуют принципы летоисчисления, принятые в большин­стве современных стран. Гегель назвал время жизни Христа «осью мировой истории». Ясперс, оттолкнувший­ся от гегелевского высказывания, построил оригиналь­ную историко-цивилизационную концепцию, согласно которой подлинной «осью мировой истории» является не время жизни Иисуса Христа, а V в. до Р. X. В этом его стремлении отчетливо проступил дух секулярности и культуры модерна с его стремлением откреститься от христианских традиций, вывести исследовательское со­знание во внехристианское (в данном случае, в дохрис­тианское) ментальное измерение.

Ясперс утверждал, что наиболее важные для миро­вой цивилизации и культуры события имели место имен­но в пятом столетии, а также на протяжении трех ве­ков до него и на протяжении еще трех веков после него. Человечество долго готовилось, копило силы, что­бы, подойдя к решающему моменту, совершить вели­кий прорыв по всем направлениям культурного разви­тия. В результате родились такие цивилизационные формы, сложились столь продуктивные и перспектив­ные культурные реалии, идеи, концепты, образы, ко­торые задали тон и направленность духовно-практичес­кой жизни мирового сообщества на последующие тыся­челетия.

В эпоху «осевого времени» возникли великие куль­
турные миры, чьи ценности по настоящее время игра­
ют определяющую роль в формировании духовного мира
современного человека. В Древней Греции «осевое вре­
мя» получило название эпохи «греческого чуда», про­
должавшейся от Гомера до Аристотеля и давшей миру
небывалое по яркости созвездие гениев во всех облас­
тях культуры, в том числе в философии, драматургии,
архитектуре, скульптуре. На Ближнем Востоке усилия­
ми израильских пророков были созданы основные кни­
ги Библии, сложились основы религии зороастризма,
связанной с именем тельностыо легендарного про-

• 288-


рока Заратуштры (Зарастустры). В Китае сформирова­лись главные философские школы, появились учения великих мыслителей Лао Цзы и Конфуция, чьи идеи сохранили свою значимость по сей день. В Древней Индии это было время жизни Будды и возникновения буддизма.

Если «доосевое время» мировой предыстории, глу­бокой архаики — это пора «внутриутробного» разви­тия культуры, когда зреющий плод копил силы и фор­мировались лишь предпосылки для блистательного рывка, то «осевое время» — пора ее настоящего рожде­ния и первоначального детства. В условиях грандиоз­ного исторического перехода к новым нормативно-цен­ностным системам с множеством сопутствующих этому процессу противоречий и проблем совершались напря­женные религиозные, этические, философские искания. Поэты, драматурги, пророки, мыслители искали отве­ты на вопросы о том, как жить человеку в изменив­шемся и продолжающем меняться мире. В «Илиаде», «Одиссее», Ветхом Завете, «Авесте», «Дао дэ цзин», «Махабхарате», в умозрениях выдающихся философов и откровениях великих пророков «осевые народы», к которым относятся древние греки, китайцы, индийцы, евреи, заложили основы мировых религий, выступили создателями грандиозных философских и морально-эти­ческих систем.

А. ТОЙНБИ: СОЦИОДИНАМИКА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский социальный мыслитель, историк, культуролог, обще­ственный деятель. Преподавал в университетах Вели­кобритании. Служил в министерстве иностранных дел. Основные сочинения: «Греческая историческая мысль» (1924); «Исследование истории» в 12 т. (1934-1961); «Христианство и цивилизация» (1946); «Цивилизация перед лицом испытания» (1948); «Мир и Запад» (1953); «Америка и мировая революция» (1962); «Изменение и обычай» (1966); «Города в движении» (1970); «Челове­чество и колыбель-земля. Нарративная история мира» (1976) и др.








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 597. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.025 сек.) русская версия | украинская версия