Студопедия — Функции религии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Функции религии






Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия " социальная функция" и "социальная роль " религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой - безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.

Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь построена по иерархическому принципу и характеризуется открытым членством. Члены церкви делятся на духовенство и мирян.

Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Лидерство в секте устанавливается по харизматическому принципу.

Для деноминации свойственен акцент на «избранности» членов, признается возможность духовного возрождения каждого верующего. Действует принцип строго контролируемого членства, предписывается особая активность в религиозной сфере. Деноминациям присуща четкая организация. Примерами деноминаций в Республике Беларусь могут быть такие крупные протестантские объединения, как Объединенная церковь христиан веры евангельской. Союз евангельских христиан-баптистов.

Харизматический культ создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Религиозные отношения – это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов – господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц, выступающих как облада­тели особого дара, например, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.

Тип религий Основное направление Краткая характеристика
Родоплеменные Анимизм Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы
Тотемизм Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
Магия Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей
Национальные Индуизм, иудаизм, син­тоизм, конфу­цианство, зороастризм, даосизм и др. Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными
Мировые Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм Религия спасения, отрицающая мир
Христианство: католицизм, православие, протестантизм Положительная религия спасения
Ислам: суннизм, шиизм Религия нравственности
Синкретические Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

Мето религии – религия соревнуется с наукой.

Религия в социологии М.Вебера Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (“Элементарные формы религиозной жизни”, 1912 г.). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира.

Вильгельма Вундта (1832-1920), объединенные в десятитомную монографию «Психология народов», опубликованную в (1873-1874). Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения. Под влиянием воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра Вундт предположил, что основу психики человека составляют эмоции и волевые акты; религия также основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь — на чувстве страха и надежды. Вундт пытался реконструировать отдаленное прошлое религий, рассматривал процесс их эволюции из простейших нерелигиозных явлений.

Фрейд внес значительный вклад в психологию религии, выдвинув целый ряд оригинальных идей, наиболее важными из которых являются: концепция религии как коллективного невроза; теория происхождения тотемизма, а по существу, религии вообще; исследования истории Моисея.

Эрих Фромм, очень широко понимавший религию и религиозность, в своей статье «Психоанализ и религия» заметил в связи с этим, что нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Фромм утверждал, что человек может поклоняться животным, и тд, религия, как забота о практическом и полезном. Фромм подчеркивал, что вопрос не в том, есть р или нет, но в том, какого рода р: такая, которая способствует человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или которая эти силы парализует.

Мирча Элиаде тоже разделял все существующее на священное и мирское Священное и мирское противоположны друг другу, однако время от времени священное проявляет себя в объектах природы, людях, животных, растениях, материал ных вещах, действиях и т.п. Подобные проявления священного получили в М Элиаде название иерофаний По мнению М Элиаде, феноменология религии в отличие от истории религии, которая ограничивается традиционным описанием иерофан й, должен применить сравнительно-типологический метод к их изучению, и выявить фундаментальные структуры и наиболее устоявшиеся значения проявлений священного

Р Отто пришел к выводу, что в основе религии лежит религиозное услышите уття Это чувство является не врожденной качеством, а скорее способностью, пробуждается в человеке во время религиозных поисков Это религиозное чувство-чувство священного ужаса воплощается в образ бестелесной при мари В истории религии призраки обращаются на героев, демонов или богов, вокруг которых со временем возникает религиозный культ и религиозная организацииізація.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1017. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия