Студопедия — Полемические приемы и уловки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Полемические приемы и уловки






Уловка - прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента.

Допустимыми уловки являются в том случае, если заметно, что противник прибегает к нечестным, непозволительным приемам ведения спора. Оттягивание возражения (к нему прибегают в том случае, если возражение на тезис или аргумент не сразу приходит в голову. В подобной ситуации можно начать задавать вопросы в связи с приведенным доводом, представляя это простым выяснением сущности сказанного)

Недопустимыми считаются следующие виды уловок: неправильный выход из спора, срывание спора, "довод к городовому", "палочные" доводы.

Выход из спора происходит в том случае, если один из участников спора не в состоянии поддерживать аргументативную деятельность в силу слабости собственной позиции.

Срывание спора производится путем постоянного перебивания оппонента.

"Довод к городовому"; предлагаемый противником тезис или аргумент объявляется опасным для общества или государства.

"Палочные" доводы - участник спора приводит такой довод, который оппонент должен принять из боязни чего-либо неприятного, или на который он не может правильно ответить и должен молчать.

Инсинуация - если необходимо подорвать доверие к своему противнику, к его доводам, он пользуется

безответственными намеками.

Психологические уловки: выведение противника "из равновесия"; (противник употребляет заявления, которые выводят оппонента из себя, возмущают), расчет на медленность мышления и доверчивость противника (видя, что противник думает медленно, но основательно, говорит очень быстро, выражает мысли неясно), отвлечение внимания и наведение на ложный след, "подмазывание" аргумента (если довод сам по себе недоказателен, его выражают в запутанной форме), внушение (если человек обладает внушительным голосом, говорит уверенно он обладает при прочих равных условиях преимуществом в споре), "двойная бухгалтерия "; (один и тот же довод оказывается верным, когда для нас это выгодно, и ошибочным, когда невыгодно).

11. Дискуссия – это вид спора, в котором обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого. Участниками дискуссии являются лица, обладающие необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам. Тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. Результат дискуссии должен поддерживаться всеми участниками дискуссии или их большинством.

 

Билет №9

Изобразительно – выразительные средства языка – это приемы, позволяющие усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата,воздействовать не только на его разум, но и на чувства и воображение; делятся на 2 вида: тропы (от лат. – «поворачивать») и стилистические фигуры.

Тропы – слова или словосочетания, в которых показано новое значение объекта.

Фигуры – Комбинации, показывающие что-то новое.

Функции средств р. в.

эфимизация (завуалировать).

эмотивная (эмоции, отношение к теме).

придание яркости (для привлечения внимания).

Между выразительными (экспрессивными) средствами языка и стилистическими приемами языка трудно провести четкую грань, хотя различия между ними все же имеются. Под выразительными средствами языка мы будем понимать такие морфологические, синтаксические и словообразовательные формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи. Эти формы языка отработаны общественной практикой, осознаны с точки зрения их функционального назначения и зафиксированы в грамматиках и словарях. Их употребление постепенно нормализуется. Вырабатываются правила пользования такими выразительными средствами языка.

Стилистический прием, прежде всего, выделяется и тем самым противопоставляется выразительному средству сознательной литературной обработкой языкового факта. стилистический прием есть обобщенное, типизированное воспроизведение нейтральных и выразительных фактов языка в различных литературных стилях речи.

Фонетические средства и приемы:

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. «собуквие») – стилистический прием усиления выразительности художественного произведения с помощью повторов согласных звуков. Подразумевается большая по сравнению со средней частотность этих звуков на определенном отрезке текста или на всем его протяжении. (Вечер. Взморье. Вздохи ветра. (В-в-в-в), Величавый возглас волн. (В-в-в-в), Близко буря. В берег бьется (Б-б-б-б), Чуждый чарам черный челн. (Ч-ч-ч-ч))

ОНОМАТОПЕЯ (греч. «словотворчество») – сочетание звуков языка с целью имитации звуков, производимых природой, вещами, людьми или животными. Чаще всего ономатопоэтической является лексика, прямо связанная с существами или предметами – источниками звука: например, глаголы типа «квакать», «мяукать», «кукарекать», и производные от них существительные.

Ассонанс - повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.

Лексические выразительные средстватропы.

Синтаксические средства выразительности:

Синтаксический параллелизм – использование двух или более предложений с одинаковый построением. (прим. Острый язык – дарование. Длинный язык - наказание).

Риторический вопрос — это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо.

Обращение - слово или сочетание слов, называющее адресата. Оно часто являются носителем экспрессивно-оценочных значений.

Полисиндетон / Асиндетон – многосоюзие / бессоюзие.

Инверсия – изменение прямого порядка слов.

 

ТРОПЫ:

Метафора – скрытый объект сравнения. Строится на основе сходства формы, предмета, цвета, впечатления, функции. В основе метафоры лежит сравнение.

Метонимия – троп, в котором происходит перенос значения по смежности (место расположения, время, причинно-следственные связи и др.)

Синекдоха - троп, состоящий в назывании целого через его часть или наоборот. Синекдоха является видом метонимии.

Гипербола – образное словоупотребление, преувеличивающее какие-либо качества.

Литота – образное преуменьшение, часто – эвфемизм.

Эпитет – образное определение.

Перифраза – (парафраза) образное словоупотребление (словосочетание), вместо одного слова. (прим. – хозяин тайги - медведь)

Ирония – слово и выражение, употребленное в смысле противоположном основному.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Стоит на границе между тропом и фигурой.

ФИГУРЫ:

Аллитерация – повтор согласных описывающих качество.

Каламбур – игра слов, морфем.

Градация – повтор смыслов (прим. Проходили дни, месяцы, годы.)

Аллегория – иносказание, выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.

Парцелляция – стилистически нейтральное предложение, оформляющееся как два или более отдельных предложения для придания выражения, эмоциональности. (прим. «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П. Г. Антокольский).)

Номинативная цепочка – повтор назывных предложений (прим. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

Инфинитивная цепочка – последовательность инфинитивов (прим. Идти. Не сдаваться.)

Эллипсис – пропуск элемента, легко восстанавливаемого в контексте.

Зевгма – ряд конструкций (предложений) объединенный одним общим компонентом, который в одном случае реализован, а в другом пропущен (прим. Пить чай с лимоном и удовольствием).

Антитеза - противопоставление понятий, образов, мыслей (Я вам оставил победы, а нахожу поражения).

Анафора/Эпифора – повтор первых слов/повтор последних слов (человек без адреса – подозрителен, человек с двумя – тем более/ за квартиру – плати, за учебу - плати).

Эпимона - повтор одного слова с небольшими грамматическими изменениями.

Хиазм – построение двух конструкций, когда вторая становится зеркальным отражением первой (брат может не быть другом, но друг – всегда брат).

Эпанафора – повторение в начале конструкции тех элементов, кот. заканчивают предыдущую (умереть не страшно, страшно – не жить).

Поликтотон - многопадежие (все суета сует и общая суета).

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1168. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия