Студопедия — Философия Средних веков. Господствующее положение занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Средних веков. Господствующее положение занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум






Господствующее положение занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения.

Теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа, которое должен испытывать презрение ко всему плотскому, стремиться к искуплению и потустороннему вечному блаженству. Возник также элемент, имеющий серьезный рациональный смысл – идея индивидуальной ответственности, индивидуальной греховности, индивидуального искупления. При этом признание индивидуальной ответственности человека за свои поступки вступало в неразрешимое противоречие с основополагающей идеей бесконечного всемогущества бога и всеобщего предопределения природных социальных явлений, всего человеческого поведения. Совместить эти две идеи не всегда удавалось.

Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции. с точки зрения реализма (Фома Аквинат)общие понятия или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей. С позиции номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами исходным вещам; концептуализм (Абеляр), согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и общие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.

Представители:

Августин. Вся история заключатся между грехопадением и страшным судом. Нужно различать два сообщества людей: земное и божественное. Земное создано любовью людей к самим себе, доведенное до презрения к Богу. Божественное создано любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Принадлежность человека к сообществу предопределена Богом еще до рождения. Прежде чем знать, надо поверить. Бог есть безпредпосылочное начало всего. Только через стремление к богу каждая вещь получает место и причину своего существования. Всё действительное разумно разумное действительно. 3 вида зла – метафизическое (у зла нет собственной причины, оно живёт за счет добра), нравственное (отказ от бога от высших целей и предпочтение богу мирское), физическое зло (болезнь, смерть, несчастье).

Фома Аквинский

Бог это «чистая форма», причина и конечная цель всего существующего. Важное место в его философии занимает учение о божественном творении мира. Вещи суть единство материи и формы. При этом материя результат божественного творения, она есть лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме. ФА делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна итд) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму (догмат сотворения мира, троичности бога).

пять доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого —первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Общие идеи ФА:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека.

ФА о познании:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный);

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 495. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия