Студопедия — Примеры-подсказки для выполнения первого акта задания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примеры-подсказки для выполнения первого акта задания






Литературный образ — словесно-образный стимул. Предла­гаются следующие тексты:

1, «Далеко, далеко... за лесом раздавались тихие раскаты грома. Они приближались, увеличиваясь, набухали тяжелым звуком, сгущались и путались в ватном клубке туч и вдруг страшным чудищем опрокинулись на вмиг озябшую землю...».

2. «Жили-были диван и табуретка. Жили дружно да весело. Однажды пришел человек и сказал: «Табуретка слишком некрасива и уродлива, она портит интерьер ее нужно выставить в чулан».

Табуретка очень обиделась, а диван зазнался и заважничал; надул свои щеки-подушки, запыхтел своими пружинами да мягкими поролонами и перестал разговаривать с табуреткой. А табуретка совсем высохла от горя, скукожилась и жалобно заскрипела...».

3. Наш Спартак

Мы в залах нигде не нашли Спартака!

Мы знаем:

владыкам в угоду

боялись оставить нам эти века

скульптуру борца за свободу.

Но стал он бессмертным во веки веков,

великий и доблестный воин,

за то, что он поднял рабов из оков

и в битву повел за собою.

А нам его статуя видится так...

О Тарутин.

— 283 —


 

4....Осенний день высок и тих,

Лишь слышно — ворон глухо

Зовет товарищей своих,

Да кашляет старуха.

Овин расстелет низки?! дым;

И долго под овином

Мы взором пристальным следим

За летом журавлиным…

Летят, летят косым углом,

Вожак звенит и плачет...

О чем звенит, о чем, о чем?

Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костер в лугу далеком...

А. Блок.

5. «Жили-били мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и но­ровят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то с избу никогда па крюк не закладывали: утром-де вставай да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем.

Вот раз баба и свари каши. А уж каша сварилась! Румяна да рас­сыпчата, крупица от кручины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, па стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

— Ну, мужик, я свое дело сделала — кашу сварила, а горшок тебе мыть!— Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымо­ешь!— А и не подумаю!— И я не стану.— А не станешь — пусть так сто­ит! Сказала баба, сунула горшок па шесток, а сама на лавку...».

«Горшок» (русская народная сказка)

Каждый из этих литературных фрагментов содержит мно­гообразие возможностей художественных проявлений взаимо­действия искусств в творческой деятельности школьников. Вслушайтесь, вглядитесь, вчитайтесь в содержание этих словесных образов, ощутите их образную глубину и разнообразие эмоциональных состояний. Попытайтесь найти для них форму выражения этих состояний в разных видах художественно-творческой деятельности, определите и выразите языком раз­личных искусств свое личное отношение, личностное понимание пережитого образа.

Например, стимул 1-й: задача освоения пространства, ориентация в пространстве и передача его в художественном образе: а) представьте и передайте цветом, тоном, линией «портреты» раскатов грома: вначале далеких, тихих, затем «на­бухших» тяжелым звуком..,»; б) напишите цветом (контрастные цветовые пятна) «портрет громового чудища» и «портрет» «вмиг озябшей земли» (литература и ИЗО); в) передайте звуком (из подручных материалов) характер раскатов грома да­леких и близких» (музыка); г) определите по фрагментам музыкальных произведений, какие из них по своему образному звучанию соответствуют определенному характеру «раскатов грома»… (музыка); д) покажите движением, пластикой, ритмом характер и настроение «раскатов грома» (танец); е) сочините словесный диалог Земли и Неба, выражающий характер их отношений, показанных в данном литературном отрывке (театр).— 284


 

Стимул 2-й: задачи освоения способов выражения настроения, характера, отношений, состояний, восприятия и изображения объектов окружающей действительности и открытия собственных, индивидуальных средств выражения (собственного языка) образа: а) досочините сказку; придумайте ее продолжение; расскажите всем...» (литература); б) придумайте сценарий мультфильма на основе сказки. Нарисуйте «кадры» этого фильма» (литература, кино); в) передайте «характер» дивана и табуретки, их отношений в начале сказки («весело жили»), затем в ситуации конфликта («диван зазнался и заважничал...», а «табуретка совсем высохла от горя, скукожилась,..») цветом; звуком из подручных материалов; из фрагментов музыкальных произведений (ИЗО, музыка); г) покажите пластикой, жестом, мимикой характер и внешнюю форму дивана и табуретки; д) разыграйте мини-спектакль по мотивам данной сказки, (те­атр); е) попытайтесь сочинить сказку про другие предметы: самовар и чайник; хрустальную вазу и глиняный горшок; часы и термометр; форточку и дверь и т. д. (литература).

Стимул 3-й: задачи на освоение формы, пропорций, кон­струкции изображаемых объектов действительности, изображе­ния человека и выражения личностного эмоционально-художест­венного отношения к ним; а) досочините стихотворение, исполь­зуя ту же рифму (литература); б) расскажите, что вы еще знаете о Спартаке? из каких источников узнали о нем? в каких вилах искусства запечатлен образ Спартака? в каких конкрет­но произведениях? (литература, истории, музыка, танец и др.); в) разработайте в рисунке собственный (авторский) проект статуи Спартака (рисунок, скульптура); г) вылепите (из пластилина, глины) эскиз статуи Спартака по разработанному вами проекту (скульптура); д) из прослушанных фрагментов музыкальных произведений выберите тот, который наиболее соответствует вашему эскизу (музыка, скульптура); е) передайте пластикой, движением, жестом, характер образа Спар­така (танец, пластика, скульптура).

— 285 —


 

Стимул 4-й: задачи на понимание, переживание и эстети­ческую оценку различных форм и языка выражения настрое­ния, состояния произведений искусства, переживание настрое­ния образа через трансформацию языка (формы) его выражения в другой язык, другую форму при сохранении содержания:

а) прочитайте несколько раз вслух стихотворение (или стро­фу), меняя голос: громкость, темп, регистра звучания, ритм, характер (например, вначале громко, в быстром темпе с пафосом; затем медленно, плавно, тихо или певуче, «музыкально», меняя ритм и темп в зависимости от характера его пережи­вания). Как изменится образ? (литература, театр, музыка); б) напишите цветом (пятнами, мазками и т.д.) наше настрое­ние, вызнанное поэтическим образом или одной из строф, или всего стихотворения в целом (литература, живопись); в) на­рисуйте графическую серию ритмов строф стихотворения...» (литература, графика); г) из предложенного музыкального ря­да выберите фрагменты, соответствующие поэтическому образу стихотворении (литература, музыка); д) создайте и покажите пластическую танцевальную «сюиту» по мотивам строф стихо­творения (литература,, танец, музыка); е) выполните компози­цию (в живописи, графике, скульптуре), отражающую поэтич­ность следующих строк стихотворения: «...Осенний день высок и тих...»; «...И светит в потемневший день костер в лугу дале­ком...» (ИЗО, литература); ж) попытайтесь передать, переска­зать содержание данного стихотворения своими словами (со­чините рассказ по мотивам данного стихотворения). Что из­менится в образе? (литература, поэзия, проза).

Стимул 5-й: задачи на передачу характера образа: а) пе­редайте (проиграйте) характер диалога героев сказки: мими­кой, жестами; словами из сказки; графическими средствами; цветом (литература, ИЗО, пластика, театр); выразите цветом аромат, запах каши, сваренной старухой (живопись, ощущения); и) досочините, конкретизируйте сюжет начала сказки, придумайте собственные сюжетные ситуации, раскрывающие слова «оба были такие ленивые», нарисуйте иллюстрации к вашим сюжетам (литература, ИЗО); г) напишите «портрет» лени старика и старухи (цветом), изобразите ее звуком, пластикой, мимикой, жестом, движением (литература, театр, жи­вопись, пластика, музыка); д) придумайте продолжение сказки: сюжет кульминации, развязки, концовки, финала; сыграйте «спектакль» в липах по мотивам ваших сочинений; сочините и нарисуйте «комиксы» по вашим версиям сказки...» (литература, ИЗО, театр).

— 286 —


 

Вопросы и задания

1. Попытайтесь определить, в каких классах, для какого возраста целесообразно и доступно применение каждого из предложенных художественных стимулов?

2. Сочините проект урока изобразительного искусства (в определенном классе) с применением одного или нескольких (по выбору) предложенных выше литературных стимулов — педагогический эскиз урока.

3. Проиграйте этот эскиз с группой студентов как педагогический этюд урока. Сделайте анализ выполнения этюда.

4. Придумайте свои варианты использования данных выше литературных стимулов.

5. Подготовьте собственные примеры литературных стимулов для уроков изобразительного искусства.

6. Подготовьте (придумайте, сочините) примеры художественных стимулов из других видов искусств: музыки, ИЗО, театра, танца, художественной среды и пространства.

2-й акт третьего задания: сочинение и защита авторских проектов интегрированных уроков изобразительного искусства. Защита проводится в форме ролевых, учебно-имитационных игр и педагогических этюдов. Каждая команда самостоятельно определяет художественные задачи уроков, подбирает материал из других видов искусства, проектирует содержание и форму урока-образа (замысел, сюжет, завязку, концовку и т.д.) в зависимости от предлагаемого возраста учащихся, уровня их художественного и эмоционально-эстетического опыта. «Мозговой центр» анализирует и оценивает содержание и защиту авторских проектов уроков и предлагает собственные варианты интегрированных уроков для различных возрастных уровней школьников как заключительный финал игры.

Примеры проектов интегрированных уроков изобразительного искусства, разработанных «мозговым центром» игры.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 223. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия