Студопедия — ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ






ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КОНЦЕПЦИИ «ПРИОБЩЕНИЕ К МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЧАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (Б. НЕМЕНСКИЙ)

«Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в педагогическом процессе и нелегко отделимы друг от друга.


 

Конструкция, методы программы — это форма проявления ее содержания в процессе обуче­ния. И то и другое должно быть продиктовано искусством как явлением социальным, его специфической, неповторимой в дру­гих видах человеческой деятельностью....Есть нечто самое важное — то, что может помочь преодолеть недостаточность усло­вий — атмосфера увлеченности предметом. Увле­ченность тем познанием, которое представлено на этих уроках.

Увлеченность не сама рождается — она создается, программируется учителем. И именно на нее направлено острие большинства методических путей, выработанных програм­мой. <…>

Мне бы хотелось, чтобы в процессе научного оснащения про­грамм искусства была разработана тема «Переживание как форма обучения, как форма познания». Искусство невозможно воспринять без переживания. В искусстве подлинно восприни­мается информация только в условиях сопереживания восприни­мающего передающему, зрителя — художнику. Без пережива­ния -невозможно здесь и ничего создать. <...>

Театр начинается с вешалки.

Урок искусства — тоже театральное действие и должен быть так и обставлен... Каждый педагог — режиссер, а класс — его труппа. Для введения в состояние сопереживания (уподобле­ния) учащиеся, актеры этого маленького театра, должны «вой­ти в роль», А учитель — режиссер — тонко, незаметно внести их в нее, тактично вовлечь в сопереживание... Принципы и мето­ды преподавания искусства «должны быть почерпнуты и;ч искусства. Вот основные из тех, что выкристаллизовались в нашей работе[12].

1. Нашим ведущим принципом является закон уподобления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на уроках ситуации уподобления. Каждый учитель может придумывать множество дидактических игр. И педагоги-экспериментаторы это ярко продемонстрировали. <...>

2. Принцип освоения и вживания (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения). Это возможно, самый ответственный принцип программы. Нарушение его — нарушение ее сути. Каждый учебный год — обязательно целостная программа. Каждая чет­верть программы несет свой поворот, свою грань этой пробле-


 

мы... Каждая должна стать эмоциональным открытием. Если проблема возникает «до» — нужно ее спокойно обойти, оставить для «открытия».

а. Серьезное значение здесь имеет метод поэтапных открытии т. е. четкого вычленения тем каждого урока - и неповторимость их. Это обеспечивает постепенность, медленность втягивания учеников в осознание темы, в раскрытие через переживание ее основных граней. Эту особенность программы необходимо хранить как зеницу ока.

б. Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания (практической работы) в каждом уроке начальной школы и каждом блоке тем средней школы... Цель — единство осознания и эмоционального переживания. Единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.

в. В этом методе особенное внимание нужно обратить на обобщающие уродки каждой четверти. Задача этих уроков, не просто повторение, а осознание целостности, единства изучающейся в четверти темы и перевод ее на новый обобщеный уровень сознания.

г. Важную роль играет метод широких ассоциации, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания.

3. Принцип постоянства связи с жизнью.

а. Метод привлечения на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей — актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.

б. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности имеет, пожалуй, самые большие возможно­сти в установлении связей урока с жизнью. В программе он вы­ражен в форме домашних заданий...

в. Метод отчетных уроков (года и, по возможности, четверни) перед родителями, учителями, всеми желающими! — это «выход продукции в жизнь».







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 322. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия