Студопедия — И. Ванечкина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И. Ванечкина






Решение проблемы синтеза музыки и света находится в данный момент в неразрывной связи с изучением цветного слуха. (По нашему определению, цветной слух объединяет все общезначимые светозвуковые ассоциации, включая и графические.) Особый интерес представляет творчество И.А. Римского-Корсакова, обладавшего ярко выраженной синэстезией. (Еще Сабанеев обращал внимание на более непосредственный характер "цветового звукосозерцания" Римского-Корсакова в сравнении со шкалой Скрябина, положенной в основу первого светомузыкального произведения.) Первые упоминания композитора о вырабатывавшемся чувстве "абсолютного значения или оттенка каждой тональности" относятся ко времени написания симфонической сюиты "Антар". "Исключительно ли оно субъективно, — задавался вопросом Римский-Корсаков, — или найдется много композиторов, считающих A dur не за тональность юности, веселья, весны или утренней зари?..." (Отсюда становится ясным, почему эта тональность у композитора ассоциировалась с розовым цветом.) Подтверждение объективности этого чувства он усматривал, например, в том, что 1-ая часть "Пасторальной симфонии" Бетховена написана в тональности F dur, представлявшейся ему зеленой. Примечательно, что возникновение собственного цветотонального видения он объяснял воздействием практики музыкантов-предшественников, которые в процессе своего творчества наделяли тональности определенным эмоциональным содержанием. Сложившаяся у Римского-Корсакова система цветотональных соответствий последовательно проявляется во всем его творчестве. Например, образы моря и воды ("Шехерезада", "Сказка о царе Салтане", "Майская ночь", "Млада" и т. д.) написаны преимущественно в тональностях серовато-зеленоватых, синих — Н, Е, Es. Наряду с этим, можно отметить у Римского-Корсакова и другие синэстетические характеристики тональностей, аккордов, тембров. Вследствие того, что музыка Римского-Корсакова богата изобразительными моментами, можно говорить о наличии у композитора способности, обратной цветному слуху. Так, Римский- Корсаков утверждал, что для него "все тональности, строи и аккорды встречаются исключительно только в самой природе" (пример из "Садко" и др.). Многочисленные примеры изображения световых - как статических, так и динамических - процессов видимого мира указывают на ассоциативное происхождение этой способности, причем,. как отмечал Ю. Кремлев, мы имеем дело не с реальными ассоциативными связями, которые воссоздаются в музыке путем звукоподражания, а с метафорическими, основывающимися на эмоциональной аналогии. Вместе с тем, что эмоционально-цветовые характеристики выразительных средств у Римского-Корсакова носят ярко индивидуальный характер, последовательная логичность организации материала - в уподоблении видимому (подражание динамике, пространственному развитию, отношению планов на основе часто встречающихся, наиболее вероятных визуальных соответствий динамике звука, мелодическому развитию, отношению тембров и тональностей) -позволяет добиться ощущения красочности музыки, общезначимой для многих слушателей. На эту особенность организации звукового материала у Римского-Корсакова указывал еще Асафьев. "Я подметил, что в логике корсаковских тональных соотношений, особенно терцовых; и в тональных планах лежат не рассудочные закономерности учебника гармонии, а что тут налицо тесная связь... с несомненным тяготением к звуко-цвето-красочной изобразительности, не случайно связанной с его звуко-цветовыми ощущениями..." Неудивительно, что сопровождение произведений Римского- Корсакова по его цветовой шкале воспринималось вполне органично (опыт исполнения в Казани в 1964 году "Испанского каприччио", сцены "Три чуда" из "Сказки о царе Салтане"). Из этого не следует, конечно, что видимая музыка должна быть реализацией цветотонального (вообще - цветного) слуха на экране, но в первых опытах светового сопровождения оказывает целесообразным и более естественным обращение к таким произведениям, как музыка импрессионистов Римского-Корсакова, Скрябина, Стравинского. Римский-Корсаков говорил, что "в музыке сперва господствовала одинокая мелодия, затем были открыты гармония и ритм, а в настоящем столетии - колорит". Последовательное развитие этой тенденции, как известно, привело к опытам по введению реального света в музыкальные произведения (Скрябин, Шенберг, Ласло и др.).   Опубликовано в кн.: Конференция "Свет и музыка: Тезисы и аннотации (31 янв. – 4 февр. 1969 г.) – Казань, 1969, с.82-84

 


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 231. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.022 сек.) русская версия | украинская версия