Студопедия — Введение. В рамках античного морального канона добродетель (человеческое совершенство) сопрягалась с мудростью и мудрецами
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. В рамках античного морального канона добродетель (человеческое совершенство) сопрягалась с мудростью и мудрецами






Введение

 

Курс «Этика и эстетика» включает в себя два самостоятельных учения, которые, безусловно, взаимодополняют друг друга.

Этика – это наука о должном. Между тем, чему она учит, и как люди ведут себя на самом деле, всегда будет расхождение. Могут ли этические знания гарантировать высокую нравственность? Еще Аристотель считал, что знаний о том, что такое добродетель, недостаточно для того, чтобы быть добродетельным, а необходимо также внутреннее стремление. Человек, прекрасно знающий, что такое нравственность, может оказаться непорядочным. И, напротив, морально безупречным порой оказывается тот, кто не читал никаких книг и не слушал лекций по этике. Нравственность человека определяется его практической жизненной позицией, она связана с культурой чувств, силой воли. Но из этого не следует, что этические знания бесполезны. Они содействуют нравственному возвышению личности при условии ее стремления к самосовершенствованию, делают этот процесс более интенсивным и гармоничным. Этические знания профессионально необходимы экономисту, инженеру, юристу, поскольку помогают формированию духовности человека, определению мира ценностей и идеалов личности.

Эстетика — философская наука о сущнос­ти общечеловеческих ценностей, их рожде­нии, восприятии, оценке и освоении, о наи­более общих принципах эстетического осво­ения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о при­роде эстетического и его многообразии в дей­ствительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, восприятия, функционирова­ния и развития искусства. Существует множество подходов к пониманию того, что такое эстетика. Ее понимают как раздел философии о совершенном чувственном восприятии (Баумгартен), как критику способности суждения (Кант), философию искусства, художественного творчества (Гегель, Шеллинг), как науку о художественном творчестве и восприятии, науку о выразительных формах (Б. Кроче, А. Лосев), об эстетических нормах, функциях и ценностях (Я. Мукаржовский).

Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений. Заметим, что опре­деление предмета науки — это акт ее само­сознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; она осознает свои цели, круг своих тем и задач, свою практику.

Данный курс направлен на то, чтобы этические и эстетические учения рассмотреть не просто в историко-хронологической последовательности, от древности до наших дней, а преимущественно в проблемно-категориальном аспекте, раскрывая, в свою очередь, основные теоретические проблемы в исторической перспективе. При этом акцентируются те аспекты, которые наиболее ярко демонстрируют связь этических и эстетико-теоретических представлений с практикой художественной культуры, стимулирующей их формирование.

Целью освоения курса является формирование у студентов основ этики и этикета в профессиональной деятельности современного руководителя и представления о мире выразительных форм, выступающих предметом эстетической рефлексии. В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:

- дать представление об исторически сложившихся учениях этики и этикета;

- рассмотреть теоретические основы этики, специфику профессиональной этики;

- показать эстетическую сущность искусства в своеобразной связи чувственных форм и символического, духовного содержания; совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью понятий качеств;

- сформировать систему эстетических универсалий, позволяющих выявлять стержневые изменения социального бытия произведения искусства, процессов художественного творчества, восприятия;

- способствовать расширению культурного кругозора и созданию устойчивой способности к духовному освоению эстетических ценностей.

Данный курс направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций. Так работа на практических занятиях в виде дискуссии или устного опроса способствует формированию способности логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь. Расширение кругозора и общекультурной эрудиции безусловно способствуют саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Знакомство с различными мировоззренческими нравственными и эстетическими позициями способствует критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Курс «Этика и эстетика» способствует также формированию и профессиональных компетенций будущих специалистов экономических направлений, так подготовка докладов, рефератов, сообщений по истории этических и эстетических учений или по теоретической проблематике вырабатывает способность использовать отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор или анализ, то есть сделать самостоятельный вывод по имеющейся информации.

 

Таким образом, процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных

ОК-2 - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-4- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-9 – способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-10 – способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-11 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Профессиональных

организационно-управленческая деятельность

ПК-11 – способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

ПК-12 - способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

ПК-13 - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

- иметь представление о культурных и этических нормах и принципах деловых отношений, правилах ведения деловых бесед и переговоров, в том числе и с зарубежными партнерами, проблемах управления коллективом, а также аспектов управленческих отношений в диаде «начальник — подчиненный»;

- знать основные этические требования, соблюдение которых необходимо для эффективной управленческой деятельности; предмет эстетики, ее особенности как науки; исторические особенности эстетических учений.

- - уметь применять навыки эффективного взаимодействия в сфере управленческой деятельности; применять на практике знания об эстетике как науке; реализовывать знания об эстетической и художественной культуре личности; применять в практической деятельности эстетические понятия и категории;

- владеть навыками практической актуализации знаний об эстетике как науке; навыками реализации знаний об эстетической и художественной культуре личности; практической реализации знаний об эстетических понятиях и категориях.

Курс «Этика и эстетика» предназначен для студентов высших учебных заведений, по профилю экономико-инженерных специальностей. Дисциплина находиться на стыке таких курсов, «Управленческая психология», «Этика деловых отношений», «Этикет ведения деловых переговоров» и др.

 

Раздел первый.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ

Тема 1.

Предмет этики. Становление этики в системе философского знания

Возникновение термина «этика» как особой философ­ской дисциплины связано с именем древнегреческого философа Аристотеля. Поня­тие «этический», от которого происходит этика, образо­вано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Греческое слово «ethos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (мо­ральный). В последующем от прилагательного «мораль­ный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Существует различение родственных по смыслу, но не тождественных понятий: «нравы», «мораль» и «этика». Под нравами понимают принятые в обществе локальные местные обычаи. Моралью называют абсолютную систему или шкалу норм, образцов поведения и поступков, служащую основанием для оценочной деятельности.

Этика ( греч. ηυοζ – душевный склад, нрав, натура, характер) – это теоретическая, философская наука, изучающая мораль и нравственное повеление. Этика мало занимается нравами, но больше нравственностью и моральностью людей и общества. Понятие нравственность но совпадает с характеристикой нравов, здесь уже речь идет не только о местных обычаях поведения, но об уровне нормативной организованности поведения человека с точки зрения всего общества и его традиций. Таким образом, нравственность – это сознательно навязываемые или бессознательно принятые через внушение запреты, ограничения и рекомендации, создающие рамки оптимального поведения, гарантирующего или как минимум способствующего достижению общего блага.

Под понятием «этика» обычно подразумевается тео­ретическое знание, наука. Под понятиями «нравственность» и «мораль» — изу­чаемый этой наукой предмет, особая форма обществен­ного сознания или человеческой деятельности. Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Этика как философская дисциплина является глубо­ко теоретическим учением, объясняющим природу мора­ли, сложный и противоречивый мир нравственных отно­шений, высшие устремления человека.

Этика: 1) стремится прояснить общие основания нравст­венного миропорядка, всего многообразия проявления мо­рали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь че­ловека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали: 2) устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вы­рабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие аб­страктные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В рамках этики строится и исследуется система поня­тий, в которых можно выразить как сами моральные зако­ны, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имею­щей нормативно-практическую направленность, вытека­ют две важнейшие функции этики: познавательная и нор­мативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценност­ных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях доб­ра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравствен­ную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных си­туаций, требующих нового понимания морали, преодоле­ния ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу но­вую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы дос­тичь этого, этика в тот или иной исторический период дол­жна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в Абсолют другие.

Становление этики как науки осуществлялось в непосредственной связи с развитием мировоззрения, философских взглядов. Так, уже в русле естественно-правовой традиции, в античном космизме, сложилась мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Она утверждает, что естественное, божественное и космическое предназначение права – быть справедливым.

Источники у морали и права одни. Это обычаи, табу, мифы, религия. Обычаи и являют собой обычное право. Однако с того момента, когда внешняя сторона жизнедеятельности человека отделилась от его внутреннего духовного мира, началось соперничество двух типов норм: морали и права. Право ведало внешней стороной, поведением (от слова «управлять»), мораль – внутренней. Несмотря на противоборство между ними, правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному содержанию. Как только это содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать де-факто.

В плане сохранности памяти о вселенском законе более чем интересный пример представляет собой Древняя Греция.

Термин «ретра» в Греции обозначал договоры или законы, которые были санкционированы божественной волей, т.е. когда земной порядок строился в соответствии с порядком небесным. Самой знаменитой была Ликургова Ретра – законы Спарты, датируемые концом VIII – началом VII в. до н.э. Созданные с божественной помощью, эти законы должны были стать по отношению к спартанцам не некой внешней силой, как обычные законы, а войти внутрь них, стать для них органичными и естественными. Основанный на Ликурговой Ретре спартанский образ жизни был предметом восхищения и подражания во многих других полисах Греции, а Платон, рассуждая о спартанском законодательстве Ликурга и критском Миноса, называет основанное на них государство «божественным».

Термин «арета», неоднократно встречающийся как в древнегреческой литературе, так и в философии, не поддается точному и однозначному переводу на современный язык. Чрезвычайно интересен и поучителен миф о Геракле, о выборе им между Добродетелью и Порочностью, который был литературно обработан и записан софистом Продиком (род. ок. 470 до н.э.). «Геракл, говорит он, в пору перехода из детского возраста в юношеский, когда молодые люди уже становятся самостоятельными и видно бывает, по какому пути пойдут они в жизни – по пути ли добродетели или порока, – Геракл ушел в пустынное место и сидел в раздумье, по которому пути ему идти. Ему представилось, что к нему подходят две женщины высокого роста...» Этими женщинами, естественно, были Арета – Добродетель и Порочность, которая первая постаралась убедить его следовать по своему пути. «В это время подошла другая женщина и сказала: И я пришла к тебе, Геракл: я знаю твоих родителей и твои природные свойства изучила во время воспитания твоего. Поэтому я надеюсь, что если бы ты пошел путем, ведущим ко мне, то из тебя вышел бы превосходный работник на поприще благородных, высоких подвигов, и я стала бы пользоваться еще большим почетом и славой за добрые деяния. Не буду обманывать тебя прелюдиями об удовольствиях, а расскажу по правде, как боги установили все в мире. Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы...».

Добродетель так охарактеризовала себя: «А я живу с богами, живу с людьми, с хорошими; ни одно благое дело, ни божеское, ни человеческое не делается без меня; я больше всех пользуюсь почетом у богов и у людей, у кого следует, потому что я – любимая сотрудница художников, верный страж дома хозяевам, благожелательная помощница слугам, хорошая пособница в трудах мира, надежная союзница в трудах войны, самый лучший товарищ в дружбе». Выслушав все это, Геракл избрал путь добродетели и стал величайшим греческим героем, причисленным в конечном итоге к сонму богов. Как мы можем убедиться, арета ассоциируется с путем, присутствует во всех деяниях богов и людей, которые своими подвигами еще больше умножают ее славу.

Древнегреческая добродетель не ограничивалась лишь человеческими отношениями, но распространялась на все окружающее мироздание. Данный подход прослеживается у многих античных философов, мнения которых по другим вопросам достаточно часто не совпадали между собой. Как отмечает Аристотель в «Большой этике», первым о добродетели с теоретической точки зрения начал рассуждать Пифагор. Вот как более поздние источники передают его точку зрения: «Справедливость обладает силой клятвы, поэтому Зевса зовут «Клятвенным». Добродетель (αρετη;) есть гармония, и точно так же (гармонией являются) здоровье, всякое благо и бог, поэтому вся Вселенная создана по законам (музыкальной) гармонии. Дружба есть энгармоническое равенство»[i]. Как видим, арета здесь тождественна музыкальной гармонии, на которой основан весь Космос; частными проявлениями которой являлись бог, благо, здоровье отдельного человека и дружба как отношения между людьми.

Принцип добродетели занимает исключительно важное место в философии Платона. Для человека он является неизмеримо более важным, чем различные земные блага, включая красоту и богатство: «И если кто предпочитает красоту добродетели, это тоже будет подлинным и совершенным бесчестьем души. Ибо, согласно такому взгляду, тело ложно считается более достойным почета, чем душа. Ведь все золото, что есть на земле и под землей, не стоит добродетели»[ii]. Устами пророчицы и жрицы мантинеянки Диотимы обладателю этого качества обещается величайшее благо: «А кто родит и вскормит истинную добродетель, тому достается в







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 225. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия