Студопедия — Нравственные ценности, нравственный идеал в различных культурах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нравственные ценности, нравственный идеал в различных культурах






Нравственные ценности – компонент морального сознания.

Ценности – то, что для нас значимо позитивно (материальные, правовые, семейные, религиозные).

Моральные ценности – любые ценности, особо важные. Возникают в материальном мире в связи с человеком, в природе не существует.

Нравственный идеал – фундаментальные нравственные ценности, которыми невозможно пренебречь.

Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве. Это то, к чему стремится нравственное воспитание. М.б. перфицирован и не перфицирован, простым и сложным, истинным и ложным.

Критерий моральной истины: Для того чтобы мораль была истиной, она должна отвечать глубинным фундаментальным интересам личности и общества.

У любого индивида существует ценностная ориентация, в основе нравственный идеал.

Классификация нравственных идеалов (НИ) (то или иное решение проблемы, соотношение НИ и реальности):

1. Эмпирический подход (основан на фактах, НИ лежит в нашем мире):

1) НИ понимается как обобщение и абсолютизация потребностей человека (рай, представление о коммунизме советских людей).

2) НИ понимается как свод норм и правил (мораль строителя коммунизма, этические кодексы)

3) НИ понимается как требование, выполнение которого открывает перед человеком более обширные перспективы (желание стать святым).

2. Трансценденталистский подход (НИ в потустороннем мире => не познаваем полностью)

1) НИ как голос бога (Моисей на горе)

2) НИ как результат интуитивного прозрения

3) НИ как голос совести (Сократ, казнили)

4) НИ как повеление безусловного долга (философия Канта)

Отчего зависит выбор НИ? В рамках одного мировоззрения возможны все 7 вариантов => мировоззрение не влияет. Зависит от индивидуальных особенностей личности. Какой вариант оптимален? Акцент на эмпирической концепции. Рациональное зерно в трансценденталистской концепции – трудно искать корни НИ.


Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.

Мораль, справедливость и право.

Никто не знает, что такое мораль на теоретическом уровне. На обыденном понимании. Этика – формирующаяся наука. Мораль имеет место быть и в материи, и в сознании. Субстанциальное объяснение морали - не занимались.

Сущностные моменты:

1. Мораль не имеет своей четко очерченной сферы общественного применения. Нравственная сторона существует в любом контакте индивида с индивидом.

2. Содержанием нравственных отношений выступают высшие человеческие ценности.

Мораль – особый тип социальной регуляции нашей жизни.

Социальная регуляция:

1. Формальная (написано) – писаное право, устав университета, правила спортивных состязаний.

2. Неформальная – как правило, не записаны, нет институтов, которые следят за этим. Обычаи, традиции, мораль. Они регулируют внеш. сторону жизни, мораль – сущностную.

Мораль – особый (неформальный и сущностный) способ регуляции чел. жизни, затрагивающий высшие чел. ценности и не имеющий четко очерченной сферы общественного применения.

Право – формально-институционное социальное регулирование нашей жизни. Зависит от господствующего класса. Формируется в первобытном обществе.

Мораль и право пересекаются и противостоят др. др.

Мораль делает акцент на мотивах (до поступка), право – на поступке и последствиях (внешних).

Справедливость – регулирует отношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в т.ч. взаимного (обмен), соц. ценностей.

Типы:

1. Воздающая (по заслугам)

2. Уравнивающая (справ. рав-во): ситуация обмена, ситуация распр. прав и об-тей.

Свобода <=> справедливость

Насилие и ненасилие

Позиции

1) апология насилия (насилие – вершина) - справедливое, вечное, необходимое - Ницше

2) насилие это плохо (абстрактный гуманизм) насилию – нет - Л.Толстой

3) насилие неискоренимо в классовом обществе. – Марксистская позиция

Задача Марксизма – минимальный уровень насилия в классовом обществе, но это только возможно в бесклассовом обществе.








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 203. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия