Студопедия — Кораллы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кораллы






Широко раскинулся ветвями,

Чуждый неба, звуков и лучей,

Целый лес кораллов под волнами,

В глубине тропических морей.

Миллионам тружеников вечных –

Колыбель, могила и приют,

Дивный плод усилий бесконечных,

Этот мир полипы создают.

Каждый род – ступень для жизни новой –

Будет смертью в камень превращён,

Чтобы лечь незыблемой основой

Поколеньям будущих времен;

И встаёт из бездны океана,

И растёт коралловый узор;

Презирая натиск урагана,

Он стремится к небу на простор,

Он вознёсся кружевом пурпурным,

Исполинской чашею ветвей

В полусвете мягком и лазурном

Преломлённых трепетных лучей.

Час придёт – и гордо над волнами,

Раздробив их влажный изумруд,

Новый остров, созданный веками,

С торжеством кораллы вознесут...

 

О, пускай в глухой и тёмной доле,

Как полип, ничтожен я и слаб, –

Я могуч святою жаждой воли,

Утомлённый труженик и раб!

Там, за далью, вижу я над нами

Новый рай, лучами весь облит,

Новый остров, созданный веками,

Высоко над бездною царит.

Коралл является одним из удивительных созданий природы, соединив в себе черты всех её царств: животных, растений и минералов. Только в конце XVIII века было доказано, что кораллы представляют собой внешний скелет морских беспозвоночных животных – коралловых полипов. В этом стихотворении сухой язык науки о происхождении кораллов поэт передал образно, красиво и, главное, достоверно.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)

Самогимн

Меня отронит Марсельезия,Как президентного царя!Моя блестящая поэзияСверкнёт, как вешняя заря!Париж и даже ПолинезияВздрожат, мне славу воззаря!Мой стих серебряно-брильянтовыйЖивителен, как кислород.«О гениальный! О талантливый!» –Мне возгремит хвалу народ.И станет пить ликёр гранатовыйЗа мой ликующий восход.Пусть на турнирах славоборчестваСтиха титаны и кротыБерлинства, Лондонства, Нью-ЙорчестваМеня сразить раскроют рты:Я – я! Значенье эготворчества –Плод искушённой Красоты! Характеризуя свой стих, Игорь Северянин использует сочетание серебра и бриллиантов. Такой образ удивительно точно отвечает наиболее правильному подбору металла для обрамления бриллианта при создании ювелирных украшений. Стоимость бриллианта во многом определяется его цветом, появление жёлтого или коричневого оттенка существенно понижает ценность камня. Не случайно в старинных украшениях бриллианты обычно заключали в серебряные крапана, тогда как шинку кольца или мочку серьги изготавливали из золота. В настоящее время бриллианты обычно сочетают с белым золотом и платиной.

Эго-Рондола

Я – поэт: я хочу в бирюзовые очи лилии белой.

Её сердце запело… Её сердце крылато… Но

Стебель есть у неё. Перерублю, и…

Белый лебедь раскрыл бирюзовые очи. Очи лилии

Лебедь раскрыл. Его сердце запело. Его сердце

Крылато! Лебедь рвется в Эфир к облакам –

К белым лилиям неба, к лебедям небес!

Небесная бирюза – очи облак. Небо запело!.. Небо

Крылато!.. Небо хочет в меня: я – поэт!

Октава

Татьяне Краснопольской

Заволнуется море, если вечер ветреет.

Если вечер ветреет, не слыхать мандолин.

А когда вечер сонен, заходи, – и зареет

И зареет над морем голубой Вандэлин.

Вандэлин околдует, Вандэлин обогреет,

Обогреет живущих у студёных долин.

У студёных долин, где приют голубей,

Замиражится принц бирюзы голубей!

Но зачем?

И в каштановых волнах причёски,

И в бутоне прищуренных губ

Мне сквозят голубые наброски,

Что влюблён и, мне кажется, люб.

Но зачем бирюзятся зигзаги

Этих ясных, доверчивых глаз:

Избегают ли ясности влаги,

Или прячут свой девственный сказ?

В палитре красок Северянина доминируют синие, голубые и лиловые цвета, а в тезаурусе минерального царства – сапфир (сафир), аметист и бирюза. Как и в стихотворении «Эго-Рондола», бирюза обычно символизирует небо: «Я чувствую, как тают облака / В весенний день на небе бирюзовом» (На мотив Фофанова), «Наклонясь над водой и любуюсь собою / В отразивших небес бирюзу зеркалах» (Эта удочка), «Где ночь – бирюзы голубей» (И рыжик, и ландыш, и слива). Камень цвета неба – бирюза – олицетворяет всё возвышенное, воздушное, загадочное, непознанное и далёкое: «Недаром дали бирюзовы, / Недаром небеса ясны…» (Трактовка сна). Небо – обитель богов, ангелов и духов, отсюда и такой символ бирюзы как божественность и сопряженная с ним таинственность, мистицизм, святость, благородство. Не случайно бирюза выступает метафорой мечты. Именно такой символикой наполнено стихотворение «Октава». Лирический герой этого стихотворения – Вандэлин – действующее лицо одноименной драмы Мирры Лохвицкой. Вандэлин – таинственный принц, который живёт на «Голубых островах, в прозрачном царстве света и лазури меж синевою моря и небес». По сюжету драмы маг Сильвио вызывает призрак Вандэлина – красивого златокудрого юношу (за этим образом явно угадывается Бальмонт). В него влюбляется приёмная дочь мага Морэлла, предпочтя ему живого человека – Принца Махровых Роз. Много тайного скрывают и глаза цвета бирюзы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 533. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия