Студопедия — Глава 3. ИГРЫ ЖИВОТНЫХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3. ИГРЫ ЖИВОТНЫХ






Директор Базельского зоологического сада в своей книге «Дикие животные в неволе» пишет, что медведь во время перерыва между тренировками перед представлениями совершал на своем мотороллере несколько кругов без всякой другой причины, просто ради самого интереса к этому виду деятельности. Высказывалось мнение, что тщательно исполненный сольный танец дрозда, да и практически любая птичья песня, очевидно нравятся птицам как действие само по себе, и, таким образом, здесь обнаруживается элемент игры, даже если есть другая, биологическая, цель такого поведения, например, ухаживание или установление прав на территорию (Armstrong, E. A., 1965). Но интерпретация активности, предполагающая аналогию с чувствами человека, не является достаточным объяснением. Спонтанная деятельность обучаемых животных, таких, например, как базельский медведь, лучше всего демонстрирует функцию обучения. Деятельность, подкрепленная или зависящая от таких стимулов, как еда, питье, избегание боли, приводит иногда к повторениям и без вознаграждения, особенно при определенных условиях тренировок (см. гл. 7). Вид мотороллера — важный сигнал для медведя в процессе дрессировки, — вероятно, стал для него сигналом к тому, чтобы прокатиться.

Игра обнаруживается чаще и в более разнообразных формах у «высших», нежели у «низших» животных. Поскольку место вида на эволюционном дереве частично определяется сложностью структуры его тела и функций, что в свою очередь связано с возможностью научения и разнообразия поведения, существует, вероятно, в чем-то похожая связь между способностью к научению и игрой. Однако остается еще много загадок. Почему молодые животные играют больше и чаще, чем старшие, если существует более или менее прямая связь между способностью к научению и игрой? Почему она принимает специфические формы у разных видов? Первый этап в прояснении этих вопросов — попытка классифицировать виды активности, которая называется игрой. Грубо можно выделить четыре ее вида.

Первая группа — общая активность, когда она не является реакцией на некоторые внезапные раздражители из окружающей среды, например, скачки ягнят и козлят, прыжки щенков. На активность этого рода влияют условия среды (температура, погода). Самые разные животные больше играют при наиболее благоприятных для них погодных условиях. Так, британский крупный рогатый скот предпочитает для игр теплую погоду, а львы играют больше в прохладные дни. Животные играют чаще, когда их выпускают из клеток и часто меняют подстилку в стойле. Сообщается, что животные чаще играют в неволе, нежели в дикой природе. Ни одно из этих условий не подходит для объяснения этого вида активности полностью. Это не означает, что внешние условия и раздражители, которые благоприятствуют возникновению игры, в данном случае не играют значимой роли. Напротив, они составляют важную часть объяснения. Но в случаях, когда один или очень ограниченное число внешних раздражителей подходят для объяснения такой активности, слово «игра» используется редко.

Второй вид активности, которую можно назвать «игрой», состоит из типичных моделей поведения, которые обычно служат для реализации определенной биологической функции, такой, например, как кормление, борьба или репродуктивная деятельность, но в данном случае не приводят к достижению цели (см. гл. 2). Игровая драка без нанесения вреда, «кража» и атака неподходящих объектов, сексуальная игра неполовозрелых животных — вот некоторые примеры из этой категории.

Социальная игра — третий вид активности. Он частично совпадает с предыдущей категорией в том, что часто состоит из незавершенных частей биологически полезного поведения. Однако социальная игра включает взаимодействие по крайней мере двух животных и происходит главным образом между членами организованной социальной группы. К социальной игре относятся взаимодействия между матерью и ее потомством (когда эти взаимодействия, обычно называемые «родительской игрой», не связаны с защитой, чисткой, уходом и т. д.), борьба и драка без нанесения вреда между молодняком, сексуальная игра неполовозрелых животных и совместная активность, в которой животные находятся под влиянием друг друга, но которая с виду не имеет прямой социальной цели. <…> Наконец, существуют виды активности, которые включают исследование и изучение среды, манипуляции и эксперименты с предметами. Это называется „игрой", когда исследование не служит видимой полезной цели, а манипуляции с предметом не направлены на устранение препятствий на пути к пище или партнеру. Домашний скот, если он не напуган, будет обнюхивать, лизать, жевать и изучать любой новый объект. Новорожденные жеребята почти не проявляют страха и обнюхивают все подряд, пока их не прогонит кобыла. Поросятам очень нужны предметы для игры, такие, например, как цепи или резиновые шланги в их загонах, для того чтобы занять их внимание. Обезьяны, как известно, игривы, и даже сами придумывают игры.

Далее, некоторые примеры игры как общей активности, как незавершенных фрагментов биологически полезных моделей поведения, как социального взаимодействия, не служащего с виду никакой определенной цели, и как исследования и экспериментирования без определенной практической цели, будут рассмотрены у некоторых биологических видов в порядке их расположения на эволюционной лестнице.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 845. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия