Студопедия — Гносеологический аспект
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гносеологический аспект






В процессе извлечения знаний аналитик в первую очередь обращает внимание на те их компоненты, которые связаны с индивидуальными знаниями эксперта. Знания эксперта в большей степени эмпирические, т. е. полученные из собственного опыта, и являются частными. Задача аналитика заставить эксперта увидеть за частным общее.

При выводе общих закономерностей используются известные из гносеологии приемы. Например, осуществляется:

- описание и обобщение факторов;

- установление связей и закономерностей;

- построение идеализированной модели;

- объяснение и предсказание модели.

При этом основными методологическими критериями научности являются:

1) внутренняя согласованность и непротиворечивость;

2) системность;

3) объективность;

4) историзм.

На практике аналитик работает с каждым экспертом индивидуально, учитывая вышеуказанные аспекты. Рассмотрим некоторые практические приемы (методики) работы аналитика с экспертом.

Наблюдение. В процессе профессиональной деятельности эксперта аналитик находится рядом с ним и записывает все его действия. При этом может быть сделана и видеозапись. Главное условие – невмешательство в работу эксперта. По окончании работы проводится обсуждение.

Это простой и довольно эффективный прием. Основной недостаток –большая продолжительность по времени.

Анализ протоколов "мыслей вслух". Отличается от наблюдения тем, что эксперта просят не только прокомментировать, но и объяснить, как было найдено то или иное решение, т. е. продемонстрировать всю цепочку своих рассуждений.

Во время рассуждений рекомендуется вести аудиозапись. Основная трудность заключается в том, что любому человеку, в том числе и эксперту, иногда бывает затруднительно объяснить, почему он поступает именно так в той или иной ситуации.

Лекция. Фактически это монолог эксперта и самый старый способ передачи знаний. Для того чтобы прослушивание лекции было максимально эффективным, необходимо соблюдать следующие правила:

· к лекции необходимо готовиться заранее, предварительно прочитав некоторую литературу по изучаемой предметной области;

· слушать лектора с максимальным вниманием, убрав отвлекающие предметы;

· периодически (на несколько секунд) отдыхать во время слушания;

· слушать лектора и одновременно анализировать услышанное;

· слушать и подробно конспектировать, делая стереотипные сокращения;

· расшифровывать конспект лекции в тот же день;

· не вступать в дискуссию с лектором без его разрешения.

Анкетирование. Перед проведением анкетирования составляется перечень вопросов и перечень возможных ответов к ним. Затем эксперт отвечает на эти вопросы. Достоинство методики – стереотипность освещения проблемы и быстрота обработки результатов, особенно в больших группах экспертов. Недостаток – сужается поле знаний.

Интервью. По процедуре напоминает анкетирование, но отличие состоит в том, что аналитик заполняет анкету сам и порядок вопросов может меняться. При этом эксперт может высказывать собственное мнение. Вышеуказанный для анкетирования недостаток устраняется. Это один из самых эффективных приемов. Неслучайно, что эта методика наиболее популярна у журналистов.

Свободный диалог. Методика характеризуется отсутствием строгого плана и вопросника. Главное - во время диалога выделить три стадии: начало беседы, непосредственно диалог и заключительная часть. Достоинство состоит в том, что эксперту предоставляют возможность описать проблему собственными словами и приемами. Недостаток – возможна затяжка по времени из-за непонимания друг друга.

Метод "круглого стола ". Реализуется в форме обсуждения какой-либо проблемы одновременно несколькими экспертами в форме свободной дискуссии. Количество экспертов должно быть от 3 до 5 (но допускается до 7). Основная задача, решаемая "круглым столом" – коллективная разработка решения с разных точек зрения. Аналитик играет важную роль. Перед началом дискуссии он должен:

1) четко поставить задачу;

2) установить регламент и сформулировать конечную цель.

Метод "мозгового штурма". Существует несколько вариантов "мозгового штурма". Наиболее распространенным является метод активизированного творческого мышления, главным девизом которого является: чем больше идей, тем лучше. При этом необходимо выполнить условия:

· участвует до 10 экспертов-генераторов идей;

· по очереди высказываются любые идеи (даже фантастические) на заданную тему;

· критика запрещена;

· продолжительность "штурма" не более 40 мин;

· каждый может высказываться не дольше 2 мин.

В результате "штурма" происходит непроизвольная бессознательная генерация идей. По окончании осуществляется анализ предложенных идей другими экспертами, не участвовавшими в "штурме".

Роль аналитика состоит в том, что он подбирает группу экспертов, организует их работу и является ведущим при "штурме".

Экспертные игры. Если рассматривать игру как вид деятельности, которая моделирует, имитирует основную форму профессиональной деятельности, то деловая игра – это эксперимент, где участникам предлагается производственная ситуация, в которой необходимо принять решение. Ниже приводится наиболее известные и распространенные деловые игры.

Индивидуальные игры с экспертом. Аналитик берет на себя определенную роль в моделируемой ситуации. При этом он должен:

а) не забывать цель игры и следить за временем, чтобы не утомить эксперта;

б) не навязывать игру эксперту изначально, если он с ней не согласен, и не давить на него в процессе игры.

Ролевые игры в группе. Все игроки и в том числе эксперты переходят на "ты" для создания неформальной обстановки. Главное – раскрепостить участников и предоставить им возможность творить. Затем предлагается решить некоторую производственную проблему, распределив роли в группе.

Тренажеры. Современные технологии, и в первую очередь компьютерные, воссоздают обстановку и управление, имитирующую реальность. Они позволяют не только обучать, но и, создавая нестандартные ситуации, выявлять уникальные решения экспертов в этих ситуациях. Неслучайно компьютерные игры можно рассматривать как частный случай тренажеров. При этом все компьютерные игры условно можно разделить на следующие виды: позиционные (шашки, шахматы), динамические (так называемые "стрелялки"), диалоговые фильмы, где пользователь влияет на сюжет, и обучающие, в процессе которых пользователь осваивает новые навыки.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия