Студопедия — Буддийская картина мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Буддийская картина мира






Буддийская картина мира, т.е. представления о пространстве, времени, высших личностных и общественных ценностях отличается от традиционной картины мира китайцев по всем основным параметрам.

В отличие от китайской, буддийская картина мира является вертикально ориентированной.

Пространство в буддизме состоит из трех главных, расположенных одна над другою пространственных зон (миров): «мира чувств» (камалока), «мира форм» (рупалока) и «мира-без-форм» (арупалока). Под «чувственным миром» понимается физический мир как место пребывания пяти типов живых существ – обитателей ада (нарака), голодных духов (прета), животных, людей и небожителей, т.е. «чувственный мир» охватывает подземный, земной и небесный мир. «Мир форм» – иллюзорный мир, где происходит освобождение живых существ от чувственных переживаний при сохранении их внешней физической оболочки. Он подразделяется на 16 уровней, соотносящихся с четырьмя основными типами йогического сосредоточения и их ступенями. «Мир-без-форм» – сфера чистого сознания, состоящая из 4-х уровней.

Земное и надземное пространство в будийской картине мира маркируется по горизонтали (также, как и китайское). Выделяется Центр мира – священная гора Сумеру (Меру), по четырем сторонам от которой располагаются четыре главных материка буддийской космографии – Джамбудвипа (южный, ассоциируется с Индией), Пурвавидеха (восточный), Аварогадания (западный) и Уттаракуру (северный), последний из которых представлялся местом обитания физически и духовно совершенных человеческих существ, живущих в идеально-утопическом обществе, и местом нахождения чудодейственных растений и предметов, имеющих свойство даровать бессмертие. Считается, что на вершине горы Меру находится вторая из шести небесных сфер, где обитают боги во главе с Повелителем мира – Индрой.

Все населяющие миры существа подчиняются общему закону перерождений (сансара), в зависимости от совершенных деяний (карма). Согласно буддийским верованиям, у мира (Вселенной) не было начала, но возможен конец – достижение идеального состояния – нирваны. Достижение нирваны – спасения всех живых существ и остановки вечного процесса изменений и страдания в мире - возможно только усилиями всех людей, с помощью совершенных существ – бодхисаттв и будд.

Время, с точки зрения буддистов, может быть более или менее благоприятным для спасения. Время жизни Будды Шакьямуни (Гаутамы) или правления царей-покровителей учения (например, царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.) считалось более, а современная нам эпоха (кали-юга, железный век) - менее благоприятным для достижения просветления.

Смысл человеческой жизни в буддийской картине мира – достижение спасения (нирваны), или, если это невозможно, лучшего перерождения в новой жизни. Достичь этого можно только личными усилиями. Буддизм отрицал кастовую систему Индии, где одни люди считались благородными от рождения (брахманы), а другие – низкими и подлыми. В буддизме подлость или благородство зависят от личных качеств человека. В то же время буддизм объясняет страдания человека в этой жизни его преступлениями или ошибками в прошлой жизни.

Хотя для совершенствования человека необходимы личные усилия, буддизм придает большое значение коллективным усилиям людей, взаимной поддержке и сотрудничеству – поэтому буддисты создали новый тип социальной организации – монашескую общину (сангху). В сангхе происходит изучение буддийской философии, совершаются религиозные обряды, телесные (пост) и духовные (медитация) практики. В монастырях писались и хранились буддийские тексты, изготавливались произведения искусства. В пору расцвета буддизма монастыри были центрами не только религиозной, но и светской культуры, наподобие европейских университетов.

Хотя идеал буддизма лежит за пределами земной жизни, он имел огромное значение для оформления централизованных государств как в Индии, так и в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Правитель, способствующий духовному росту и спасению своих подданных (чакравартин) – концепция, которая сделала возможным использовать буддизм как государственную религию и идеологию господствующего класса.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1755. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия