Студопедия — Материалы к семинару. 1. Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материалы к семинару. 1. Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д






1. Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д. Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур:

– ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее);

– кратковременность планов (а не долгосрочность);

– время – деньги (а не просто переживание приятных и неприятных событий);

– жизнь – проблема, которую надо решать (а не тайна, которую невозможно разгадать);

– акцент на «действии», а не на «существовании»;

– акцент на материальные ценности, а не на духовные;

– индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, религиозной и т.д.);

– ориентация на свободное, самостоятельное принятие решений (а не коллективное и контролируемое со стороны);

– в центре внимания обычно находится задача, или проблема (а не люди);

– ориентация на равенство человеческих взаимоотношений;

– непосредственность и откровенность в межличностных контактах;

– дружеские отношения складываются более быстро и являются более поверхностными, чем в других культурах;

– в основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд).

2. Черты русского менталитета. В России живет много народов, но русский – самый многочисленный. Его менталитет накладывает отпечаток на другие народы, тесно с ним живущие (недаром за рубежом всех россиян называют «русскими»). Многие исследователи отмечают следующие характерные черты менталитета и особенности стиля жизни россиян:

– ориентация на будущее. Русские живут как бы «начерно», в расчете на будущую счастливую жизнь;

– национальное прожектерство и мессианство. Забота о судьбах других стран и всего земного шара;

– бессилие перед произволом, но одновременно надежда на сильную верховную власть. («Плетью обуха не перешибешь», «Сила солому ломит», «Вот приедет барин, барин нас рассудит...»);

– легкомысленное отношение к деньгам, отрицательное отношение к бережливости (скупости), расчетливости и накопительству. Презрение и недоверие к богатым людям. («От трудов праведных не наживешь палат каменных»);

– двойственное отношение к труду: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит»;

– фаталистически-философское отношение к жизни: «Жизнь прожить – не поле перейти», «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», «На все божья воля», «Жизнь – копейка, судьба – индейка...»;

– большое уважение к духовной жизни, духовным поискам, праведникам и бессребреникам (а раньше – святым и блаженным). Стремление к образованию, гордость за «самую читающую страну». Любовь к книге и чтению, но... наплевательское отношение к творцам и носителям культуры, интеллигенции («Они в долгу перед народом, народ их кормит», «Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши...»). Разрушительное отношение к памятникам культуры и истории;

– недоверие народа к западной цивилизации и ее носителям. Средний представитель народа не считает себя европейцем;

– незнание российским интеллигентом собственного народа, его куль­туры, обычаев и традиций, оторванность от него, в то же время всегдашняя готовность «пострадать за народ», принести себя в жертву во имя счастья народа;

– общинное сознание в противовес «гнилому западному индивидуализму». Стремление жить коллективом. Осознание своей групповой принадлежности, зависимости от мнения «наших». Коллегиальность и коллективная ответственность;

– значительная прослойка маргиналов, не зависимых от общинного сознания, не имеющих долгосрочных планов и какой-либо ответственности перед кем-либо, слабо подчиненных закону и не придерживающихся в своем поведении каких-то традиций и обычаев, национальных или религиозных;

– средняя коммуникабельность (не итальянцы, но и не японцы). Разговорчивость без экспансивности. Русские славятся открытым домом и «душой нараспашку»: в России легко получить приглашение на обед, россияне гордятся гостеприимством («Что есть в печи – все на стол мечи»), постороннему человеку легко узнать подробности жизни малознакомого собеседника;

– в глубине России, в небольших городах и селах – общественный контроль за поведением, которое должно быть усреднено и подчинено неписаным правилам. В больших городах общинный контроль ослаблен. Законность и правосознание повсеместно отсутствуют («Не держись закона, как слепой забора», «Там и закон, где судья знаком», «Где закон, там и обида»). Поголовное незнание Конституции, законов;

– влияние огромных пространств на менталитет:

а) бесконтрольность («До бога высоко, а до царя далеко»);

б) чувство гордости за бескрайнюю страну и ее богатства;

в) некоторая подавленность ее беспредельностью («Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь...»);

г) отзывчивость, сострадание и гостеприимство, как следствие затерянности в пространстве и одиночества, понимания беспомощности и слабости человека в суровых условиях.

(Составлено: Российская ментальность (Материалы «круглого стола») //Вопр. филос. – 1994. – № 1. – С. 25–53; Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Наука, 1985).

 

Контрольные вопросы

1. Д. Таунсенд, разумеется, выражает то, что думают американцы о своей культуре. Соответствует ли это вашим представлениям об американской культуре?

2. У каждого из нас есть свои представления о культурных особенностях стиля жизни русских. Сформулируйте ваши представления о них.

3. Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных черт русского менталитета вы замечаете сходство или различия?

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 543. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия