Студопедия — Актуальные проблемы диалога культур
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Актуальные проблемы диалога культур






 

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Ирина Колосова

Актуальные проблемы диалога культур

 

Многообразие культур является залогом устойчивого развития человечества. В связи с этим подходы к актуальным международным проблемам, включая обеспечение мира и безопасности, необходимо соотносить с культурно-цивилизационным многообразием мира. В основе многих современных конфликтов лежит не «столкновение» между культурами, религиями и цивилизациями как таковыми, а ложные представления и стереотипы о них, способствующие в конечном итоге росту экстремизма и терроризма.

Культура представляет собой сложнейший феномен, определяющий систему ценностных ориентаций общества. Успешные контакты с представителями других культур невозможны без знания особенностей этих культур и практических навыков кросс-культурного взаимодействия. Для достижения мира и безопасности требуются межцивилизационное согласие, основанное на признании множественности моделей развития и равных прав за различными системами ценностей.

Между тем, сегодня культурный фактор выступает активным проводником национальных и глобальных политических интересов, превращаясь в источник межцивилизационного соперничества, создающего опасность возникновения новых разделительных линий по культурно-цивилизационному признаку. Сценарий глобализационного проекта, продвигаемый странами Запада во главе с США, во многом коренится в восприятии сторонниками либеральной идеологии окончания «холодной войны» как падения последнего барьера, преграждавшего путь к глобальной вестернизации. Западный проект реализуется под девизом построения «открытого общества» в масштабах планеты. При этом проводится искусственное разделение мира на «передовую» атлантическую цивилизацию и прочие непрогрессивные культуры. Осуществляется навязывание представлений об этических принципах и правах человека, сформированных в западноевропейской культуре, иным незападным странам, при игнорировании их культурных, экономических и политических реалий.

Упор на исключительность и превосходство одной культуры или цивилизации над другими провоцируют проявления нетерпимости и ксенофобии и неизбежно влечет за собой политические, религиозные и межэтнические конфликты. Возникновению межкультурной конфронтации во многом способствует феномен «культурных очков», характеризующийся непониманием относительности своего культурного мировоззрения, когда участники диалога воспринимают друг друга через призму ценностей своей культуры, которая выступает мерой оценки других культур. Такая тенденция в восприятии может стать причиной убежденности в превосходстве собственной культуры над другими, а все, что не согласуется с собственными нормами, воспринимается как безобразное или безнравственное.

Тенденция активного продвижения той или иной модели развития мира с точки зрения своей культуры в качестве универсальной, встречает обратную реакцию у народов, которым она навязывается, так как ни одна культура не может претендовать на право быть универсальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность. Так «индивидуалистический дух» западного понимания прав человека входит в противоречие с «азиатскими ценностями», ориентированными преимущественно на приоритет общественных интересов, в связи с чем требуется тщательный компаративный анализ различия культур для их эффективного взаимодействия в рамках глобализированного общества. Важно понимать, что для подлинного диалога уместны лишь такие категории, как сосуществование и синтез, а не доминирование и ассимиляция.

Процесс вестернизации подвергает эрозии поведенческие нормы, культурные и моральные ценности, способствует формированию унифицированного облика планеты. Между тем, на сегодняшний день можно говорить лишь о частичной деформации национальных культур под напором вестернизации, поскольку элементы западной культуры объективно привлекательны для различных субъектов глобализированного мира. Одновременно, по мере усиления мировой миграции, происходит деформация и самой западной идентичности, которая подвергается интенсивному проникновению периферийных культур. Внутри западной цивилизации, которая становится неоднородной по этническому и религиозному составу, наблюдаются растущие противоречия. В частности, в западноевропейских странах заметно растет мусульманское влияние за счет притока населения, что привносит значительное духовно-нравственное многообразие и затрудняет ответ на вопрос о современных критериях европейской цивилизационно-культурной идентичности.

Если традиционно важнейшими элементами европейской цивилизации считалась греческая философия, римское право и христианская традиция, то сегодня в современном западном мире приоритет отдается уже не христианским религиозным ценностям, а светской морали и ценностям общечеловеческим в связи с принятой в западноевропейских странах концепцией мультикультурализма. Поэтому, с одной стороны, ядро европейской идентичности не может формироваться вокруг христианства в силу отчужденности современного европейского сознания от христианских ценностей, а с другой стороны, классические просветительские идеи также не могут отражать сегодняшние реалии, так как в европейском поликультурном сознании наблюдается растущая нетрадиционная религиозность, которая заполняет собой образовавшийся духовный вакуум, и начинает угрожать самим основам рационального светского проекта.

Растущие противоречия внутри самой западной цивилизации свидетельствуют о невозможности реализации сценария западного глобализационного проекта. Сегодня мир становится целостным, взаимозависимым, и требует сотрудничества, связанного с поисками «со-развития» и взаимной безопасности. В сегодняшнем мире ни одна локальная цивилизация, невзирая на ее культурную специфику, не может избежать вовлеченности в глобальные процессы экономической и политической модернизации.

Глобализация подразумевает, с одной стороны, взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур, а с другой же - способна поставить под угрозу культурную самобытность стран и народов. Базовой конструкцией менталитета любого народа является иерархия ценностей, однако, в условиях глобализированного информационного общества, индивид оказывается вне контекста привычной локальной культурной среды, что способствует его отстранению от местных культурных норм и традиций. В связи с этим особое значение приобретают коллективные усилия по налаживанию межкультурного диалога, в том числе с использованием ресурсов и потенциала различных международных структур, институтов гражданского общества, религиозных организаций.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия