Студопедия — Остановимся подробнее на специфике видеоряда современных мультфильмов. Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Остановимся подробнее на специфике видеоряда современных мультфильмов. Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями.






  1. «Картинка» должна быть яркой, красивой, поражающей. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение зрителя. Над этим трудится целая отрасль специалистов. Общий фон, красота природы или ее ужас, образы ультрасовременной техники, внешний вид героев и действующих лиц стремятся к совершенству. Часто красивая «картинка» буквально спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей. Иногда она оказывается слишком навязчивой, вычурной, чтобы в нее поверили. Но в любом случае она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребенка, особенно если действие происходит на большом экране.
  2. «Картинка» должна быть динамичной. Действия и события в мультфильме разворачиваются с огромной скоростью, что в принципе отражает реалии современности – принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия. Все «мелькает, наезжает, исчезает, взрывается и дымится». Применяется масса спецэффектов и технических приемов. Завязка, кульминация и развязка настолько плотно скомпонованы, что у ребенка зачастую не остается времени на переживание, прочувствование, а иногда и понимание, запоминание происходящего. Дети в силу особой возрастной восприимчивости оказываются глубоко втянутыми в подобную динамику, из которой сложно выйти.

Особенности аудиоряда:

  1. События на экране излишне перегружены речевым сопровождением. Герои постоянно произносят длинные монологи, комментируют малейшее событие или поворот сюжета, свои мысли и обсуждают поступки других. Очень часто используется технический прием, когда крупно показан рот персонажа или лицо, это привлекает внимание и заставляет длительно удерживать его. Однако при этом сама речь персонажей бедна и однотипна. Речь героя, персонажа всегда отражает богатство внутреннего мира человека. Речь современных супергероев и их окружения в целом примитивна, проста и полна жаргонизмов. Следует отметить, что содержание произносимого зачастую непонятно детям, не воспринимается и не усваивается, так как дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные компоненты, нежели обильный вербальный контекст.
  2. Озвучивание зарубежных мультфильмов зачастую отличается излишне манерными и гротескными интонациями и голосами, особенно это касается женских ролей. Эмоциональные проявления героев (удивление, сожаление, восторг) часто выражены звуками, находящимися на грани приличия. В целом, обилие речи и качество озвучания оказывает утомляющий эффект на слуховую систему.
  3. Музыкальное сопровождение мультфильма редко когда бывает запоминающимся. В хорошем мультфильме музыка призвана отразить общее эмоциональное настроение, значение или ритм событий. Однако в современных зарубежных мультфильмах она не является самоценным, достойным воспроизведения событием.

Характеристики современных мультфильмов:

  1. Сюжет легкий и развлекательный. У людей множество ежедневных проблем, в кинотеатр и к телевизору они идут отдыхать. Поэтому предлагаемый сюжет обычно легкий, развлекательного характера, с элементами юмора и счастливым концом. Конечно, это объясняется приматом американских кинопродуктов, для которых эти особенности характерны. В таких фильмах могут присутствовать идеальные герои, проявление их положительных качеств, элементы позитивного поведения. Однако спустя некоторое время после просмотра сам сюжет вспоминается с трудом. В целом, такой фильм не затрагивает чувства, не дает пищу для осмысления, размышления, переживания. Такой пищей невозможно насытиться, требуется новая, но она также пресна. Подобные развлекательные кинопродукты, конечно, имеют право на существование. Печально то, что их сейчас подавляющее большинство. Ситуацию не спасает, а только усугубляет многосерийность. Возникают феномены экранной зависимости, аддикции, которая, кстати, в отличие от многих других аддикций, социально приемлема, а ее опасность явно недооценена.
  2. Герои современных мультфильмов обладают какими-то сверхвозможностями, в разных вариациях имеют приставку «супер». Это, пожалуй, их главная характеристика. Они должны быть лучше: лучше других, лучше самых лучших и так далее. Эта тенденция порождает несколько феноменов: постоянной потребности в сравнении с другими, поиска возможностей превзойти других, феномен чувства превосходства или собственной неполноценности. Конечно, это увеличивает конкурентоспособность личности, что особенно важно в современном мире. Однако зачастую затрудняет детям возможность идентификации и перевоплощения в понравившегося героя.
  3. Характер современных героев достаточно примитивен. По меткому выражению одного из режиссеров, «Кино-то сегодня объемное, а вот характеры плоские». Герои действуют достаточно стереотипно, их поступки предсказуемы, чувства и отношения поверхностны.
  4.  Множество современных мультфильмов имеют четко выраженную гендерную адресацию: мультфильмы для девочек и мультфильмы для мальчиков. В дошкольном возрасте такое разделение не имеет серьезной развивающей задачи и уместно в более старших возрастах. Такая гендерная спецификация приводит к разобщенности в играх с игрушками – девочки с модными куклами (Барби, Винкс), мальчики с супергероями (Бетмен, Спайдермен, Черепашки-ниндзя). Мультфильмов, ориентированных на зрителей обоих полов, существенно меньше.
  5.  Возрастная адресация современных мультфильмов также вызывает множество вопросов и сомнений. Само слово «мультфильм» предполагает зрителя дошкольного и младшего школьного возраста. Большинство зарубежных мультфильмов сегодня адресовано более старшей возрастной аудитории, однако смотрят их преимущественно малыши начиная с 2–3 лет.

Таковы в общих чертах особенности современных мультфильмов, которые в большом количестве смотрят наши дети.

Основные вопросы, которые в связи с этим возникают,

  • как влияют современные мультфильмы на развитие ребенка?
  • чему они учат?
  • какие мультфильмы лучше смотреть детям?

В первую очередь, стоит поговорить об эмоциональном состоянии ребенка. Результаты наблюдений и опросов родителей показали, что после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости – снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения – сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.

Теперь давайте посмотрим, что остается у ребенка после просмотра.

В Центре изучения игры и игрушки (МГППУ, Москва) было проведено исследование особенностей игры детей по мотивам просмотра современных мультфильмов. В исследовании приняли участие около 80 детей 5–7 лет.
На предложение «поиграть в мультфильм или в героя» дошкольники часто оказываются растерянными, так как не могут воспроизвести ни сюжетной линии, ни перевоплотиться в понравившегося героя. В игре отражаются лишь внешние характеристики – движения, перемещения, типичные возгласы. Например, на предложение поиграть в Смешариков, дети в течение получаса подкидывали в воздух плюшевые фигурки главных героев, перекидывались друг с другом, прыгали с ними по полу и даже играли ими в футбол. Игра в песика Вольта содержала много высказываний «Я всесильный, я всех спасаю», также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопания крылышками и перемещения кукол в пространстве, их переодевания.

Такие факты наводят на мысль о том, что ребенок не видит или не может понять то, что пытались заложить авторы в основу кинопродукта.

Наблюдения показывают, что дети с удовольствием соглашаются поиграть в персонажей мультфильмов, но современным героям сложно полноценно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы – «О чем этот мультфильм? Главный герой – он какой?» Нередко дети даже затрудняются определить пол героя («Я не знаю, кто это, может, мальчик, а может, девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре сюжет, который может в принципе остаться непонятым, с его завязкой, кульминацией и развязкой, несмотря на то, что дошкольники смотрят один и тот же мультфильм несколько раз, а любимые 15–20 раз подряд. В наших наблюдениях мы видели, что в игре есть короткая стадия, когда ребенок по нескольку раз повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, иногда добавляя фирменные словечки или фразы. Это единственное, что реально осталось после просмотра. Смысла происходящих событий (если он вообще там есть), дошкольники не усваивают.

Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку-героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям, некоторое время крутит в руках и теряет к ней интерес. В лучшем случае, умеющий хорошо играть ребенок просто даст возможность модной игрушке жить полноценной «человеческой» жизнью – общаться, питаться, гулять, играть и спать.

* * *
Итак, опросы, беседы и наблюдения за детьми дошкольного возраста показали, что просмотр мультфильмов остается некоторой «вещью в себе», просмотром ради просмотра. Увиденное и услышанное не становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления и, в конце концов, интериоризации – присвоения культурного опыта.

Подводя итоги, можно утверждать, что этот вид деятельности дошкольника не несет в себе особого содержательного наполнения и развивающего значения. Психологами и медиками накоплен достаточно большой фактический материал об отрицательном влиянии частого просмотра низкокачественных детских медиапродуктов:

  • перевозбуждение,
  • расторможенность,
  • агрессия,
  • утомление,
  • нарушения зрения, внимания,
  • дефицит движения,
  • нарушение обмена веществ
  • и даже избыточный вес и многое другое.

Специалистов в области детства беспокоит, что данное занятие имеет столь широкое распространение, стимулируется рынком и поощряется родителями. Психологи озабочены, в частности, тем, что на просмотр мультфильмов тратится столь ценное время, отведенное на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном возрасте, – игру.

Возрастание времени просмотра детьми и низкое качество предлагаемых видеопродуктов по-новому ставит вопрос о необходимости более тщательного изучения данной проблемы. Качественный анализ мультфильмов для детей, рекомендации по их выбору и их возрастной адресации помогут сориентироваться родителям и специалистам в огромной массе видеопродукции для детей. Для решения этих задач необходима разработка критериев экспертизы кино- и мультипликационной продукции для детей.

Автор — Соколова Мария Владимировна – кандидат психологических наук, методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия