Студопедия — Орфоэпические ошибки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Орфоэпические ошибки






Современный русский литературный язык отличается от жаргонов, внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов − всеми этими вопросами и занимается орфоэпия (от греч. слов orthos − правильный и epos − речь). Следовательно, орфоэпия − совокупность правил, которые устанавливают литературное произношение.

Значение орфоэпических правил для общения огромно. Они способствуют более быстрому и более легкому взаимопониманию говорящих. Ошибки в произношении отвлекают от содержания речи и тем самым мешают языковому общению. Несмотря на большие успехи, достигнутые в области народного образования в целом и в повышении речевой культуры нашего населения, в частности, произношение до сих пор является в ней наиболее слабым звеном. В настоящее время в связи с расширением влияния средств массовой коммуникации (радио, телевидение), отражающих и передающих «живые голоса» больше, чем в недавнем прошлом, количества носителей языка в прямом эфире, вопрос о правильности произношения стоит особенно остро.

Правила орфоэпии в русском языке можно разделить на три группы:

· произношение гласных,

· произношение согласных,

· произношение заимствованных слов.

Еще в начале прошлого века образцом служило московское произношение в том виде, как оно сложилось к концу XIX в. Многие его черты оказались устойчивыми и сохранились до настоящего времени в литературном языке. В произношении гласных, например, наиболее характерной чертой является изменение в зависимости от их положения (позиции) в ударном или безударных слогах. Так, для русского литературного языка свойственно аканье, т.е. произношение [о] в безударном слоге, стоящем перед ударным, после твердых согласных как звука, близкого к [а], обозначаемого знаком α − альфа: к[ α ]рова − корова, с[ α ]бака − собака, ст[ α ]ю − стою. В остальных безударных слогах, независимо от того, находятся ли они до или после ударного слога, заметно изменяется произношение не только [о], но и [а]. Оба звука произносятся как неясный, в большей или меньшей степени сокращенный (по-научному − редуцированный) ы-образный звук, средний между [а] и [ы], условно обозначаемый знаком ер [ъ]. Например, пишем сковорода, проволока, а произносим скъвърада, провълъкъ. При произношении слов с неясными, по большей части сокращенными (редуцироваными) гласными, есть одна опасность, о которой надо постоянно помнить. Если мы будем слишком сокращать [а] и [о], некоторые слова могут зазвучать так, как звучат слова с другими значениями. Тогда наши собеседники могут не все понять из сказанного нами. Так, слово голова [гълава] может звучать как глава [глава], пароход [пърахот], − как проход [прахот], паровоз [пъравос] − как провоз [правос], сторона [стърана] − как страна [страна].

При произнесении согласных по-прежнему характерно в литературном языке, например, оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова) и перед глухими и, наоборот, озвончение глухих перед звонкими (ассимиляция по глухости-звонкости). Приведем примеры возможного оглушения: дуб − ду[п], любовь − любо[ф'], круг − кру[к], площадь − площа[т'], дорожка − доро[ш]ка, алмаз − алма[с].

Однако некоторые говорящие при оглушении звонкого [г] на конце слова используют не парный ему глухой [к], что соответствовало бы орфоэпической норме, а согласный [х]. Говорят, например, вра[х] − враг, вдру[х] − вдруг, сне[х] − снег, фла[х] − флаг, что соответствует просторечному или диалектному произношению.

Приведем примеры и озвончения глухих перед звонкими согласными: во кз ал − во[ гз ]ал, фу тб ол − фу[ дб ]ол, сд ать − [ зд ]ать, которые стали нормативными.

Однако у московского произношения с середины XIX в. был сильный конкурент − петербургское произношение. Оно отличалось от московского большей близостью к письменной речи, т.е. произношением, близким в некоторых случаях к написанию. Например, москвичи говорили м[ и ]ста, сладк[ ъй ], було[ ш ]ная, петербуржцы произносили, как писали − м[ е ]ста, сладк[ ий ], було[ ч ]ная.

В 20-х гг. XX века и в последующие десятилетия в русском литературном языке происходили большие изменения. Причины:

· массовыми перемещениями населения в стране,

· изменением социального статуса людей, не владевших произносительными нормами,

· смешением, особенно в городах, выходцев из разных местностей,

· ликвидацией неграмотности,

· повышением общего культурного уровня народа под влиянием средств массовой информации, кино, а потом и телевидения.

Да и само население Москвы и Ленинграда-Петербурга очень изменилось, поэтому в настоящее время трудно говорить о каких-то серьезных различиях в московском и петербургском произношении.

И все же старомосковское произношение до сих пор слышится в речи многих дикторов радио и телевидения, до сих пор культивируется на сцене многих театров, причем отнюдь не московских. Некоторыми оно и сейчас признается образцовым.

К наиболее заметным чертам старомосковского произношения обычно относят произношение:

1) окончаний 3-го л. мн.ч. глаголов II спряжения через =ут, =ют по аналогии с глаголами I спряжения − во[з'ут], но[с'ут], слы[шут]; ср. современное во[з'ът], но[с'ът] слы[шът];

2) окончаний И.п. ед.ч. прилагательных м.р. с основой на заднеязычные согласные г, к, х редуцированным звуком [ъ] на месте [и]: стро[гъj], тон[къj], mи[xъj]; ср.современное cmpo[г'uj], moн[к'uj], ти[x'uj];

3) суффиксов в инфинитиве, стоящих после заднеязычных г, к, х, также с редуцированным [ъ] на месте [и]: покри[къвъ]тъ, перепры[гъвъ]тъ, сма[хъвъ]тъ; ср. современное покри[к'ива]ть, перепры[г'ива]тъ, сма[хива]тъ,

4)гласного [а] как среднего между [ы] и [э], т.е. э], после шипящих ж и ш в 1-м предударном слоге: [жыэ]ра, [шыэ]ги, [шыэ]лун; ср.современное [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун;

5) гласных [а, э] после мягких согласных в 1-м предударном слоге как звука, близкого к [и]: [ч'и]сы, с[в'и]тать, ср. современное [ч'ыэ]сы, с[в'ыэ]тать,

6) смягченных согласных перед последующими мягкими согласными: сча[с'т']ье, ср. современный вариант сча[ст']ье,

7) суффикса = ся (=сь) в возвратных глаголах как твердого [са, с]; ср. общеупотребительное [с'а, с']; старал[с'ъ], старая[с'] и сценическое старал[съ], старая[с];

8) сочетание чн как шн: ску[шн]о, коне[шн]о;

9) сочетаний зж, жж какдолгого мягкого [ж]; ви[ж']ать, дро[ж']и; ср. современное ви[ж]ать, дро[ж]ы с твердым долгим [ж].

К сказанному о современном русском литературном произношении звуков и их комбинаций следует добавить, что в отличие от исконно русских слов, в которых перед е согласные смягчаются обязательно [св'эт, ст'и'на], заимствованные слова ведут себя по-разному. Одни сохраняют твердое произнесение согласного перед е, как в языке, из которого они заимствованы: ан[тэ]на, а[тыэ]лье. Другие оказались более податливыми и под влиянием исконно русских слов стали произноситься со смягченными согласными: аг[р'э]ссия, бан[диэ]роль. Имеется и третья категория заимствованных слов: в них допустимы оба варианта произнесения − твердое и мягкое: биз[нъ]с и биз[н'ъ]с, [дыэ]кан и [д'иэ]кан. К сожалению, отсутствуют какие-либо правила, касающиеся употребления твердых и мягких вариантов; такие правила пока невозможно сформулировать. Однако следует иметь в виду следующее. Чем больше то или иное заимствованное слово осваивается русским языком, тем вероятнее произнесение его с мягким согласным перед е, т.е. произнесение в соответствии с написанием: ср. историю произношения слова пионер − пио[нэ]р в30-е гг. и пио[н'э]р в настоящее время.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 956. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия