Студопедия — Понятие нравственного закона. Совесть
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие нравственного закона. Совесть






Согласно христианской этике, нравственный закон есть правило, обязывающее человека к добрым намерениям и действиям силою его собственного нравственного чувства. Нравственный закон обусловлен признанием его со стороны свободной воли человека. Он является как требование, всегда оставляющее место соображению, рассуждению, решению. Обусловленная необходимость нравственного закона называется обязательством.

Обязательство есть поведение без принуждения. Например, нравственный закон обязывает быть милосердным, но не принуждает к этому. Человек может и не выполнять этого требования нравственного закона. Однако это не значит, что в случае невыполнения требований нравственного закона, последний (закон) отменяется в своем объективном значении.

Христианство говорит о прирождённости нам нравственного сознания и чувства, что подтверждается библейским учением о Богоподобии человеческой души. Присущая нам способность различать в нашем поведении доброе и злое, очевидно, составляет природу нашего духа, нашего разума.

Согласно христианству, источник нравственного закона – воля Божия. Воля Божия сообщается человеку через внутренний или естественный нравственный закон и через Откровенный нравственный закон, данный через Божественное Откровение.

Естественный нравственный закон, вложенный в природу человек, в его естество Творцом – это внутренний закон, который посредством разума и совести показывает, что есть добро и что зло.

О существовании в человеке естественного нравственного закона говорит Священное Писание. Так, апостол Павел говорит о язычниках, что они, не имея закона (Откровенного), «естеством законная творят», т.е. по природе делают законное; они показывают, что дело закона написано у нас в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли, то извиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2: 14 – 15).

Руководствуясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определенные обычаи и нравы, которые есть не что иное, как неписаные законы, переходившие по преданию из поколения в поколение и становившиеся источником всех писаных законов. Эти законы служили руководством в общественной жизни и как бы несовершенны они ни были, всё-таки сдерживали в человеческих обществах грубый произвол, насилие и распущенность.

Носительницей естественного нравственного закона является совесть (от глагола «ведать», «знать», «соведать», отсюда – «сознание»). Совесть есть, прежде всего, сознание, но сознание особое, сознание нравственное.

Еще в древности совесть называли голосом Божиим в душе человека, в одной из книг ветхозаветного Писания она представляется «оком Божиим, положенным на сердце людей» (Сир. 17: 7). Совесть – врожденное, Богом данное духовно-нравственное чутье, отвращающее человека от зла, греха и побуждающее к добру, совершенству, истине. Привыкая совершать грехи, человек гасит голос совести, делает ее все более нечувствующей, убивает ее. Православные христиане постоянно в Таинствах очищают свою душу, тренируют совесть все острее реагировать на грех, предупреждать его, а не только призывать к покаянию и исправлению греха.

Совесть есть общечеловеческое явление. Но, говоря о врожденной совести, нужно иметь в виду, что она дается нам не в готовом виде, а в виде естественного нравственного чувства; из этого чувства при участии разума и воли, путем развития, постепенно образуется естественный нравственный закон.

Естественное нравственное чувство развивается постепенно. На его осознанность, содержание и на проявление этого чувства в качестве закона (в совести) оказывает сильное влияние нравственный характер матери, отца, родных и прочих лиц, окружающих ребенка, окружающая среда с её нравами, обычаями, характером религиозных воззрений.

Влиянием этих обстоятельств и объясняется тот факт, что понятие о добре и зле, как у всех народов, так и у отдельных личностей бывают различными, а, следовательно, и совесть бывает различна. История показывает, что люди иногда признают нравственно-добрым то, что другие отвергают. Например, жители древней Спарты признавали совершенно естественным умерщвлять рожденных младенцев, если они были слабы физически.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия