Студопедия — Историческая динамика культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Историческая динамика культуры






 

Динамика культуры изучает процессы культуры — процессы изменения культуры во времени. Культурные процессы проявляются в культурных событиях, поэтому событийная история отражает процессы, происходящие в культуре данного общества в данный конкретный период. В свою очередь, любое культурное явление, любое культурное событие имеет историческое происхождение и, соответственно, подвержено изменениям во времени. Поэтому в науках о культуре сложилось особое направление исследований: историческая динамика культуры, или историческая культурология.

Это направление находится «на стыке» между несколькими научными дисциплинами: философией истории, философией культуры, теорией культуры, традиционной (описательной) историей культуры, историческими науками, социологией и этнографией. Историческая культурология занимается проблемами происхождения, развития, изменения во времени культурных феноменов, а также изменчивости принципов организации и деятельности человеческих обществ. Историческая культурология показывает реальный процесс развития культуры, функционирования образов, стереотипов, миросозерцании культуры и ее норм.

В отличие от исторической культурологии, изучающей конкретные и уникальные события и явления, философия и теория культуры исследуют наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, формируют принципы и методы познания и анализа историко-культурного материала, а также его систематизации. Теория культуры имеет дело с типическими, универсальными для разных культур процессами. Это устойчивые и повторяемые процессы, которые поддаются типологиям и классификациям на основании общих признаков. Теория культуры строит «инвариантные» модели культуры и ее процессов.

Таким образом, культурные события, изучаемые историей культуры, выступают конкретными историческими проявлениями типических и универсальных процессов, являющихся предметом исследования теории культуры. В разные эпохи, у разных народов в различной исторической обстановке одни и те же по сути явления и процессы культуры проявлялись по-разному. Поэтому принципы социодинамики культуры не могут рассматриваться вне конкретной исторической и национальной специфики. Социодинамика различных культур, как и социодинамика каждого отдельного периода конкретной культуры, будет различной: в каждом случае будут действовать свои особые механизмы культуры. Следовательно, на разных стадиях культурно-исторического развития нации будут преобладать различные типы социодинамики данной национальной культуры: например, социодинамика культуры Киевской Руси и социодинамика русской культуры Петровского времени будут кардинально отличаться друг от друга. В качестве наиболее общего «фундамента» социокультурных процессов, происходящих в культуре на протяжении длительных периодов истории, можно рассматривать менталитет данной культуры.


Одна из наиболее известных теорий динамики социально-исторического процесса принадлежит П. А. Сорокину. С точки знания П. А. Сорокина, на протяжении своей истории культурные суперсистемы (например, государства) переживают так называемые «флюктуации», которые охватывают культуру в целом: когда какой-то один из трех основных типов культуры (идеациональный, идеалистический и чувственный (или сенсетивный) становится доминирующим в одной из сфер культуры, характерные черты этого типа культуры начинают проникать в остальные сферы данной суперсистемы. В итоге во всех сферах этой культурной суперсистемы происходят изменения (хотя и не всегда одновременные для разных сфер). По мнению П. А. Сорокина, в истории имеет место последовательная циклическая смена культурных суперсистем трех основных типов:

1. Идеациональный, в котором господствует религиозное мировоззрение. К числу идеациональных П. А. Сорокин относил, например, культуру Китая VIII — VI вв. до н. э., древней Греции IX — VI вв. до н. э., культуру европейского Средневековья V — XI вв.

2. Сенсетивный, который выступает антиподом культуры идеационалыюй. Культура сенсетивного типа направлена на достижение в первую очередь материального благополучия в реальном земном мире. Преимущественно сенсетивными, по мнению П. А. Сорокина, были культуры палеолита, скифская, эллинистическая и римская, а также западноевропейские, начиная с эпохи Возрождения.

3. Идеалистический (или культура смешанного типа), который является промежуточным между основными двумя типами: идеациональным и сенсетивным, и включает в себя элементы обоих. По мнению П.А.Сорокина, идеалистический тип культуры представляет собой своеобразный период равновесия между уходящей в прошлое идеациональной культурой и развивающейся сенсетивной.

П. А. Сорокин считал, что смена культурных суперсистем объясняется действием внутренних причин, а не внешних воздействий, поскольку у каждой суперсистемы есть свои пределы развития. Постепенно система расходует свой запас сил, утрачивает способность к порождению новаций, деградирует, становится инертной и вступает в период кризиса. В итоге старая, истратившая свой потенциал суперсистема уступает место новой системе. Поэтому изжившая себя современная сенсетивная культура, находящаяся в кризисном состоянии, должна со временем закономерно уступить место новой, идеациональной культуре.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1223. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия