Студопедия — Культуры различаются своими логосферами
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культуры различаются своими логосферами






____________________________________________________________________

 

Из сказанного можно сделать вывод, что исследование логосферы дает ключ к пониманию менталитетов и ментальности народов. Современные гуманитарные науки стремятся определить специфику особенностей разных народов, отсюда многие рассуждения о «русской душе», «русской ментальности».

Один из методов лингвистического исследования логосферы – выявление КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ той или иной культуры. «Это слова – термины, связанные с определенной, осмысленной, четко сформулированной системой взглядов» - по работе А.К. Михальской – А.Б. Ковельмана. Ключевые слова культуры выделяются на основе семантического и контент-анализа. Например, А.Ф. Лосев считал, что ключевым словом в текстах Платона является слово ЛЮБОВЬ. Анализ построен на исследовании ключевого слова культуры, стилевого слова. Для раскрытия данных понятий обратимся к теории риторического идеала.

* * Риторический идеал.

Риторический идеал – это основная категория сравнительно-исторической риторики. Впервые это понятие появилось в диалоге Платона «Горгий». Это понятие говорит о том, что ритор, мастер хорошей речи, говорит не просто так, а держит в своей голове некий «образ», «образец», eidos – идею прекрасной речи.

Итак, «риторический идеал – это ”образ прекрасной речи”, существующий не только в сознании ритора, но и в сознании слушателя, короче, в голове любого носителя данной культуры. Это система наиболее общих ожиданий и требований к хорошей речи» -[Михальская 1996, с. 43].

____________________________________________________________________

Риторический идеал – это идея хорошей речи, существующая в голове любого носителя той или иной культуры.

____________________________________________________________________

Риторический идеал как идея хорошей речи складывается из следующих моментов:

- это существенный элемент самой культуры, общий принцип организации ее логосферы;

- это некая иерархия ценностей – требование к речевому поведению носителей данной культуры.

Разные риторические идеалы имеют различия во всех сферах речевого общения людей. Приведем примеры таких несовпадений риторических идеалов жителей разных стран.

Политика. Диссонанс восприятия проявляется, например, если бы западно-европейский или американский житель стал читать тексты материалов съездов КПСС. Различия риторических идеалов ставят препятствия к тому, чтобы принимать чужую политическую действительность.

Наука. Существуют явные различия в методах освещения современных проблем, особенно в гуманитарной области. Зачастую это приводит к тому, что многие научные труды российских ученых-гуманитариев плохо воспринимаются иностранцами, кажутся им сухими и скучными.

Деловое общение. Известен диссонанс в поведении современных российских и некоторых зарубежных бизнесменов. Например, японцы воспринимают российских предпринимателей как чрезмерно решительных, иногда – агрессивных, желающих непременно получить однозначные гарантии в ходе переговоров.

Школа. Исследованы различные стратегии ведения рассказа американскими детьми разных этнических групп.

 

* * Примеры риторических идеалов.

Остановимся на том, на каких риторических идеалах строилась культура античной Греции. Знать это полезно в плане понимания современных речевых процессов и выявления облика логосферы.

Известны два идеала: «идеал речи» по Сократу и «идеал речи» софистов.

Идеал речи по Сократу – это условия хорошей речи: истинность, нравственность (польза для общественного, а не личного блага), строгая упорядоченность (смысловая и словесная).

Идеал речи у софистов иной, который предполагает подчиняющую, «манипулятивную» силу речи, формальную, словесную красоту и изящество речи, ее логическую изощренность и формально-логическую правильность, предполагается, что речь служит прежде всего средством самовыражения, самоутверждения и, в конечном счете, – саморекламы.

Современная отечественная логосфера строится как взаимодействие, противоборство, и даже борьба, трех различных идеалов. Следует учесть, что в современной жизни существует масса переходных, пограничных явлений, и не всегда можно однозначно трактовать ту или иную логосферу). Назовем эти три идеала.

Американский (американизированный) идеал – это наиболее распространенный образец речевого поведения, активно поддерживаемый современными средствами массовой информации. Он восходит к софистическому идеалу и близок ему сущностно.

Старый отечественный русский, восточно-христианский, близок к идеалу Платона и Сократа. Этот идеал предполагает искренность, запрет на возбуждение чувств безнравственных. Носители этого риторического идеала не могут обманывать своих слушателей.

Третий тип речевого поведения – это идеал «советской риторики». Он сложнее всего поддается четким характеристикам, поскольку, с одной стороны, до сих пор полностью не исследован и частично «следы» этого идеала существуют до сих пор, а с другой стороны, имеет сложный, иногда эклектический характер.

Вернемся к основным признакам старого русского риторического идеала как наиболее приемлемого для отечественной ментальности и, по мнению многих ученых, имеющего перспективы существования. Это риторический идеал сократического типа, он восходит к идеалам Платона и Сократа. Отличительные черты его – диалогичность, гармонизирующий характер, правдивость. Остановимся на них.

Диалогичность содержания.

Прекрасной речью считается такая, в которой между говорящим и адресатом реализуются подлинно субъект-субъектные равноправные отношения. По этому признаку противопоставлены русский и западный риторические идеалы: русский – диалогический и западный – монологический идеалы. И.В. Киреевский говорил о том, что западный тип культуры – это индивидуальная отъединенность и соревновательность. При общении говорящий выступает как активный индивид, а адресат, напротив, – как пассивная личность. Русский речевой идеал предполагает гармоничное общение, когда ни одна личность не стремится «выставить свою самородную особенность как какое-то достоинство».

Гармонизирующий характер.

В русской риторической традиции есть категории порядка, меры, уравновешенности, симметрии. Это определяет то, что существует не борьба и победа, а гармонизация и примирение. Основа общения – ровность и выдержанность, открытость миру, единство с ним. Не случайно, издревле: хвала предпочтительнее хулы. Цельность, теплота и гармония – отличительные черты русского философствования.

Правдивость.

Важна категория правды, связь истинности и добра.

Полезно рассмотреть еще одну теорию особенностей русского характера, «русской души». Речь идет о работе Анны Вежбицкой «Русский язык». Автор – глубокий знаток русского языка, русской литературы. В ее исследованиях определены особенности русского менталитета. А. Вежбицка считает, что свойства русского национального характера раскрываются в трех уникальных понятиях русской культуры: ДУША, СУДЬБА, ТОСКА. Именно эти смыслы постоянно прослеживаются в повседневном речевом общении, в многочисленных произведениях русской литературы. Эти смыслы раскрываются в эмоциональности произведений, их иррациональности, любви героев к морали, абсолютизации моральных изменений в человеческой жизни, в любви к крайним и категорическим суждениям.

 

Контрольные вопросы.

● Что такое логосфера. Как различаются логосфера и коммуникативное пространство?

● Что такое ключевые слова той или иной культуры? Прокомментируйте примеры, приведенные в лекции.

● Расскажите, что такое риторический идеал и прокомментируйте примеры (из лекции или собственные).

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 944. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия