Студопедия — Художественно-образная система храма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Художественно-образная система храма






Характеризуя художественно-образную систему деревянного храма необходимо отметить, что и народные мастера, и прихожане мыслили едиными ансамблевыми категориями, отражав­шими их мировоззрение. Поэтому ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. В де­ревянных храмах, с одной стороны, учитывалась «земная» иерархия прихожан, запечатленная в их жилище. С другой стороны, — «небесная» иерархия (т.е. дом как храм и храм как дом Божий). Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его, вело к освоению новых архитек­турных приемов, форм, как заложенных в народном жили­ще, так и почерпнутых из каменного зодчества.

Отметим полисемантичность образа храма в целом. Это и образ мира с его троичной структурой, это и небо на земле. Это и тело Христово, это и дом Божий. Устройство православного храма восходит через византийское зодчест­во к ветхозаветной традиции. Храм обязательно имел ал­тарь, среднюю часть и притвор и был ориентирован алта­рем на восток. Крестово-купольная система храма отражала в плане крест. Часто храм был похож в плане на продолго­ватый корабль, что символизировало Ноев ковчег, ведущий

 

в Царство Небесное. Центричная система в виде круга (в деревянном зодчестве «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестовоку-польная система получила особое развитие в Древней Руси, т.к. центричность пронизывала древнерусский ансамбль на всех уровнях (постройка, поселение, город). В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали убывающими массами равномерно стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих де­ревянных церквей был намного меньше внешнего объема (особенно шатровых, ярусных), и это не позволяло достиг­нуть того ощущения высоты неба-купола, как в каменных церквях. Вместе с тем, в них отсутствовала и важнейшая образная функция купола как источника «небесного света». Тем не менее, внутри деревянного храма свод деревянного купола — «небо» — оставался центром композиции. От образа Пантократора в середине как лучи расходятся брев­на каркаса, а между ними помещены фигуры ангелов и се­рафимов, устремленные к центру (Покровская церковь близ Вытегры Вологодской области). Таким образом, находясь вне храма, человек постигал его центрическую космологи­ческую структуру мысленно, а пребывая внутри, чувство­вал себя в центре мира.

Столь популярный в деревянном зодчестве «восьме­рик» сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник - звезда), которая сияет подобно путеводной звезде.

Большое значение в художественно-образной систе­ме храма имели главы. Две главы символизировали две природы Христа, три - Святую Троицу, пять - Иисуса Хри­ста и четырех Евангелистов, семь - семь Вселенских Собо­ров, девять - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать Апостолов.

Художественно-образное решение интерьера храма со­ставляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь. Резьба украшала, в основном, иконостас. Можно отметить также резные столбы трапезных, в которых присутствовала солярная символика. Внешний декор был очень сдержан.

Основным декоративным элементом были причелины. Глав­ную образную нагрузку несли конструкция и объем.

Понятие народности русского деревянного зодчества свя­зано прежде всего с объективным отражением в его памятниках философии всей нации. Цельность архитектурного образа, един­ство конструктивно-технической, утилитарно-практической и архитектурно-художественной стороны составляют своеобразие всего русского деревянного зодчества.

План искусствоведческого анализа памятников русского деревянного зодчества должен включать следующие пункты:

1. Как вписан памятник в ландшафт, как связан с окружаю­щей средой.

2. Его назначение.

3. Конструктивные особенности памятника и их связь со свойствами материала.

4. Объемно-пространственное решение.

5. Декоративное убранство.

6. Художественный образ (как единство формы, конструк­ции, функции, декора, среды) и идеи, воплощенные в нем.

Литература

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях вос­точных славян. — Л., 1984.

Бломквист Е. Э., Ганцкая О. А. Типы русских крестьян­ских жилищ //Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.-С. 131-165.

Жилища древнего Новгорода. Свод археологических источников (Под ред А. В. Арциховского и Б. А. Колчина).-М., 1963.

Званцев М. П. Нижегородская резьба.- М., 1969.

Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество// Дерево в архитектуре и скульптуре славян, - М., 1987. - С. 99-126.

Народное зодчество. Сб. науч. Трудов под ред. В. П. Ор-№1финского. — Петрозаводск, 1992.

Некрасова М. А. Ансамбль как образная система// Искусство ансамбля.- М., 1988. - С. 43-96.

Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество: Памят­ники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа.- М., 1986.

Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. М., 1989.

Раппопорт П. А. Древнерусское жилище.- Л., 1975.

Русская изба: Популярная энциклопедия. М., 1999.

Русское народное искусство Севера: Сб. статей. Л., 1968

Смолицкий В. Г. Русь избяная.- М., 1993.

Спегальский Ю П. Жилище Северо-Западной Руси XIII веков.-Л., 1972.

Станюкевич Т. В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища // Русские. Историко-этнографический атлас.- М., 1970. - С. 52-88.

Ушаков Ю. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера.-Л., 1982.

Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского на­родного жилища // Русские. Историко-этнографическщ атлас.-М., 1970. - С. 7-62.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 914. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия