Студопедия — И художественно-промышленное образование
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И художественно-промышленное образование






Организация и этапы эволюции Строгановского училища

Промышленная революция вызвала потребность в кадрах дизайне­ров и, как следствие, — в художественно-промышленном образова­нии. Уже в 1787 г. в программах, предложенных Советом Академии художеств ученикам 5-го курса, встречались, например, такие зада­ния по классу часового мастерства: «заделать нутрь стенных часов с боем, репетициею и числами». По механическому классу предлага­лось другое, чисто дизайнерское, задание: «заделать карманные уни­версальные часы с удобностию, чтоб каждый без всякого затрудне­ния мог их ставить и употреблять с верностию»1. Однако вскоре «низшие» искусства, связанные с механикой, приборами и т.п., были изгнаны из Академии.

В Европе XIX в. получили распространение доступные для многих рисовальные школы.

Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII в., послу­жила прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. Интересуясь археоло­гией, историей искусства, он, естественно, обращал внимание на ка­чество тех или иных декоративных изделий, на точность и выверен-ность линий, справедливо усматривая корни совершенства в умении мастера рисовать, детально представляя вещь до того, как он ее вы-

1 ГартвигА. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие до 1860 г. М.. 1901. С. 58.



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 65


 


полнит в материале, а также грамотно компоновать соответствующий предмету декор.

После поездки в Париж в 1822 г. Строганов обращается к минист­ру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой ознакомить императора Александра I со своим предложением о со­здании школы. «Сие заведение имеет целью ремесленников, подмас­терьев, мальчиков и детей бедных родителей (свободного и крепост­ного состояния) без всякой со стороны их платы, обучить начальным правилам практической Геометрии, Архитектуры и разным родам ри­сования, относящимся к механическим искусствам, и через то доста­вить им средства самим собой, не прибегая к посторонней помощи, производить главные их ремесла с большей удобностию и совершен­ством»1.

Новое учебное заведение, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г. в здании на Мясницкой улице (д. 45), получило название «Школа ри­сования в отношении к искусствам и ремеслам». Почти 20 лет Строга­нов полностью финансировал школу. В 1843 г. она получила статус го­сударственного учебного заведения.

В школу принимали детей с 10-летнего возраста, срок обучения составлял шесть лет. Существовали три класса — черчение, рисование фигур и животных, рисование цветов и украшений. Позже к ним до­бавился класс чистописания и технического рисования. Занятия про­ходили два раза в неделю.

В 1860 г., после слияния 1-й Рисовальной школы (Мещанское отде­ление, открытое в 1833 г.) и 2-й (собственно Школы рисования Строга­нова) и учреждения Строгановского училища технического рисования, начинается второй этап. На подготовительном отделении преподавали линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисова­ние, пейзаж, вводилось рисование цветов, плодов и натуры. Специаль­ное отделение делилось на два разряда: рисовальный (для набивного и ткацкого дела) и орнаментальный (сочинение и выполнение орнамен­тов для остальных отраслей прикладного искусства). Последние три го­да пятилетнего курса обучения посвящались специализации в каком-либо виде мастерства: по набивному и ткацкому делу, мебельному, керамическому, ювелирному и др. Для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием «Крат­кие понятия и начала художества с очерком истории искусства».

Цит. по: Гартвиг А. Указ. соч. С. 106.


В 1860—1870-х гг., во времена ректорства В.И. Бутовского, начина­ются систематические поездки учащихся для зарисовок с натуры и об­меров памятников архитектуры, прикладного и монументального ис­кусства Древней Руси. Копируются орнаменты древних рукописей, скульптурный декор владимиро-суздальских храмов XII—XIII вв. Со­бранный материал — скульптурные и графические копии — лег в ос­нову открытого в 1868 г. при училище Художественно-промышленно­го музея. Это был один из первых публичных московских музеев. Здесь можно было изучать образцы русского и зарубежного искусства, ознакомиться с различными видами производства: гончарным делом, ткацким, мебельным, резным, эмальерным, стекольным, обойным, декоративным, литейным, чеканным.

В 1873 г. училище получает статус «центрального», а в 1892-м пере­езжает в здание на Рождественке, перестроенное из учебных помеще­ний и клиник 1-го медицинского института, обосновавшегося на Пи­роговской улице.

В 1901 г. в связи с 75-летием училищу был присвоен статус Им­ператорского. К тому времени сложилась двухуровневая система подготовки художников прикладного искусства. Пять младших классов составляли начальный этап, после их окончания выпуск­ник получал звание «ученый-рисовальщик». Наиболее успевающие по художественным дисциплинам переходили в старшие (6—8-е) классы, после окончания которых получали звание «художник при­кладного искусства».

Рисунок как центральная художественная дисциплина

При создании своей школы Строганов считал, что именно методично организованное обучение рисунку и шире — графической грамоте может помочь мастеру-ремесленнику в его труде. Такого же мнения придерживался и директор знаменитой Школы искусств в Глазго Френсис Ньюберри: «Все наши грандиозные отрасли промышленно­сти — судостроение или строительство, инженерное конструирование или производство машин, рисование орнаментов или высшее искус­ство живописи — прежде всего должны найти свою основу в рисунке, и без этой основы ни одно из них не может существовать. Строитель корабля должен сначала нарисовать проект, архитектор — структуру дома, инженер — свою железную дорогу, свой док или мост, живопи-


5-4651



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование



 


сец — создать набросок, а дизайнер — представить свой идеал, преж­де чем он может приступить к осуществлению»1.

Особую роль в обучении рисунку играло рисование растений. Су­ществовали две точки зрения — натуралистическая и более абстракт­но-конструктивная. Кристофер Дрессер, проектировщик и дизайнер-практик, был также одним из ведущих ботаников. Как ученый он полагал, что должен строго воспроизводить все особенности реально­го образца.

Его оппонент — известный художественный критик и теоретик ис­кусства Джон Рескин — отстаивал эмоциональность и непосредствен­ность рисования, допуская модификации и стилизации в зависимос­ти от назначения орнамента2.

В Школе рисования учащиеся копировали выложенные препода­вателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов вы­писывал из разных стран. Последний год обучения посвящался зна­комству с теми предметами, которые должны «войти в их ремесла», т.е. изделиями золотых дел мастеров, чеканщиков, слесарей, рисо­вальщиков орнаментов и рисунков для ткани и фарфора и т.д.

В 1-й Рисовальной школе рисование начиналось в младшем отде­лении с линейной коллекции, а заканчивалось тональными изобра­жениями геометрических тел: куба, четырехгранной пирамиды, ше­стигранной призмы, цилиндра, конуса и шара. Затем приступали к рисованию контуров цветов, опять же начиная с коллекции, выпол­ненной преподавателем. После этого рисовали контуры характер­ных орнаментов английской коллекции или «итальянского стиля». В 3-м классе рисовали с оригиналов тушевальным карандашом ор­наменты, головки и цветы, а также геометрические тела с натуры и занимались геометрическим черчением. Перспектива преподава­лась практически при рисовании с моделей. После наброска с нату­ры вся группа тел вычерчивалась по правилам перспективы с обо­значением теней.

Общая идея этой методики обучения рисованию состояла в по­степенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования — к тональному с использованием разных техник.

1 Цит. по: Brett D., Mackintosh C.R. The Poetics of Workmanship. Massachusetts, 1992.
P. 50.

2 См.: Рескин Дж. Орлиное гнездо: Эссе. 1872. Цит. по: Brett D., Mackintosh C.R. Op.
cit. P. 52.


В 1890-х гг. на смену «срисовыванию» с гравюр приходит рисова­ние с натуры. Вместе с альбомом каждый учащийся старших классов получал и «Наставление». На лето давалось задание — зарисовать все 40 листов альбома, соблюдая два условия: рисовать с натуры и рисо­вать добросовестно.

Зарисовывать следовало цветы и растения, а также вещи художест­венные, но непременно оригинальные по форме или украшающему их орнаменту. Цветы и орнаменты должны были пригодиться для со­ставления на их основе собственных творческих композиций [Шуль­гина, Пронина, с. 120].

Методика преподавания рисунка в Строгановском училище счита­лась наиболее продуманной. Живописец Александр Шевченко вспо­минал позже, как он пришел в 1898 г. в 1-й класс. «Нам выдали всем по папке, величиной больше целого листа бумаги, по нескольку ли­стов тонкой бумаги, лист глянцевой бумаги, по листу карточной (сло­новой) бумаги, карандаши, уголь, резинки, снимку (липкая резина), по перочинному ножу. Рассказали в виде вводной лекции о выборе бу­маги, для чего нужен тот или иной сорт бумаги. Потом оказалось, что сразу рисовать тушевальным карандашом нельзя, надо сперва сделать легко рисунок, углем, а потом только, когда уже все установлено бе­зусловно верно, обвести контур карандашом, смахнуть все тряпочкой и протереть слегка мягкой резинкой.

Только после этого можно было начинать рисовать или, вернее, ту­шевать (наносить тени).

Во время подготовки нам рассказали о законах изображения пред­метов»1...

В начале XX в. в Строгановском училище рисунок начинают вести известные художники и педагоги, среди них Д.А. Щербиновский, СВ. Иванов. В конце 1890-х гг. наряду с длительными постановками вводят краткосрочные рисунки, беглые зарисовки движущихся фигур на пленэре. Рисунок был способом познания композиции, простран­ства, формы в постановках.

Потребность в смене принципа рисования возникла в момент стилевого перелома. В проектах студентов все чаще использовались элементы модерна — тягучие плавные линии, стилизация раститель­ных мотивов. Именно рисунок стал техникой изображения проектов изделий. С 1897 г., при ректоре Н.В. Глобе, стали ежегодно прово-

Шевченко А.В. Сборник материалов. М., 1980. С. 45—46.



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69


 


диться всероссийские конкурсы рисунков для художественной про­мышленности по разделам: декоративный, ткацкий, набивной, ме­бельный, серебряный. Возникла и форма «частных конкурсов» — по заявкам отдельных производителей. Но в любом случае на конкурс подавались именно графические листы, на которых в различных графических техниках, а также при помощи акварельной отмывки мастерски передавались все нюансы формы, цвета и материала изде­лия. Рисование и проектирование в подобной системе образования были слиты.

Стиль, стилизация, орнамент

Изучение характерных орнаментальных стилей лежало в основе про-ектно-художественного образования в училище. Качество вещи, стиль и мастерство всегда оставались в поле зрения С.Г. Строганова. В статье, опубликованной в журнале «Вестник Европы» (апрель 1826) под псев­донимом «Любитель полезных искусств», он изложил свое понимание задач школы рисования для ремесленников. Во-первых, школа должна быть общедоступной и бесплатной, во-вторых, связанной с конкрет­ным видом ремесла, и, в-третьих, опираться на национальные тради­ции. Считая недопустимым положение, когда творения «чужеземцев» ставятся заведомо выше отечественных и препятствуют развитию соб­ственных начинаний, Строганов писал: «Мы украшаем наши комнаты изделиями французскими, а все механические орудия употребляем ан­глийские. Роскошь делает нас данниками французов, а прихотливая страсть к совершенству покоряет англичанам. <...> Каждый народ мо­жет довести у себя художества до такой степени совершенства, в кото­рой они могут удовлетворять всем общественным его нуждам»1. Под­текст этой статьи — русский народ достаточно талантлив, чтобы создавать удивительные вещи, конкурирующие с лучшими европей­скими образцами. Его школа — лишь необходимый начальный этап, позволяющий хотя бы части ремесленного сословия применить навы­ки рисования к «механическим работам», т.е. за счет воспитания вкуса, чувства пропорций и формы улучшить внешний вид и качество вещи. В 4-м классе училища в 1860— 1870-е гг. 18 часов посвящалось ком­позиции, преимущественно в русском стиле.

Цит. по: Гартвиг А. Указ. соч. С. 135—138.


В музее Строгановского училища была собрана богатая коллек­ция предметов декоративно-прикладного искусства и графических материалов. При составлении текстильного орнамента ученики ис­пользовали музейные экспонаты, орнаменты из древнерусских ру­кописей. Расчленяя их на мотивы, украшали совершенно различные изделия.

«Методически в учебном процессе Строгановского училища отрыв орнамента от формы имел несколько стадий. Сначала он отделялся от своего места в книжном листе и с помощью циркуля переносился в альбом. Далее рисунок орнамента отливался в гипсе, и начинающий декоратор получал урок того, что орнамент не обязательно связан с определенным предметом и может быть выполнен в любом материа­ле. Кроме того, декларировалось, что графический и рельефный, скульптурный орнаменты никаких различий по сути дела не имеют»1. Именно по этому методу к Мануфактурной выставке 1865 г. в Москве учащиеся подготовили рисунки коллекций «по набивной, ткацкой и обойной части», исполненные из орнаментов, почерпнутых в молит­венниках и старопечатных книгах2. Схожие методы использовали при работе с орнаментом и западноевропейские художественно-промыш­ленные школы.

Интерес к национальным традициям был связан с общими тенден­циями в культуре России, распространением славянофильства. Со­бранная Строгановским училищем во время изучения и копирования древностей коллекция (около 1000 экз.) демонстрировалась на про­мышленных и художественных выставках в Москве и Петербурге. На Всемирной выставке в Париже в 1867 г. училище получило три сереб­ряные медали: две — за прикладное художество и техническое препо­давание, а третью — за рисунки и слепки русских древностей. В 1870 г. в технике литографии было осуществлено факсимильное издание со­бранных копий под названием «История русского орнамента с X по XIV столетие по древним рукописям».

На фотографиях различных экспозиций работ учеников Строга­новского училища видно, что выполненные в материале изделия — керамические вазы, посуда, металлические люстры и светильники,

1 Бесчастнов Н.П. История развития школы дизайна МГТА // Библиотека дизайне­ра. Московская школа дизайна: костюм и текстиль. М., 1994. С. 9.

^ См.: Бутовский В.И. Русское искусство и мнение о нем Виолле-ле-Дюка, фран­цузского ученого архитектора, и Ф.И. Буслаева, русского ученого археолога. М., 1879. С 157.

L



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование



 


       
   


мебель, текстильные изделия — формируют целостную обстановку интерьеров. Качество изделий было настолько высоким, что они ус­пешно продавались в открытом при училище магазине.

В 1892 г. был разработан новый устав Строгановки. В параграфе 3 в перечне художественных предметов среди существовавших ранее — начального рисования, рисования с гипсов, рисования цветов, орна­ментов, лепки и чистописания — появился еще один, по сути проект­ный: «сочинение рисунков в применении к потребностям фабрич­ной, заводской и ремесленной промышленности» [Шульгина, Пронина, с. 124].

В училище в то время было несколько отделений по специальнос­тям: ткацко-набивной, металлообрабатывающей (чеканка, эмаль, ли­тье и т.д.), деревообделочной (мебельная инкрустация, резьба и т.д.), графической (гравюра, иллюстрации, литография, печать и т.д.) и, на­конец, декоративной, куда входили все специальности, «так как отделение это носило характер, если можно так выра­зиться, архитектурно-декоративно-мо­нументальный»1.

Рис. 13 Столик-тумбочка и стул в русском стиле. Столярно- резчицкая мастерская Строгановского училища. 1900-е

«Я окончил пять классов по метал­лу, — вспоминал Шевченко, — затем пе­решел на декоративное отделение и для выпускного экзамена делал проект фойе театра с лестницей в два марша, плафо­нами, росписью стен, мебелью, армату­рой и т.д. Для диплома — почти одно­временно — проект Музея-памятника Отечественной войны 1812 г.: наружный фасад и разрез по двум линиям — тоже со всем внутренним убранством, мебе­лью, коврами, арматурой и т.д.»2

1 Шевченко А.В. Указ соч. С. 44. 2 Там же.

Работа в стилях при создании курсо­вых проектов была формой развития вкуса и профессиональной подго­товки. Выпускной проект можно было делать в любом стиле (рис. 13). В годы, когда учился Шевченко, в училище ввели два новых пред­мета: «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». Для пре-


подавания этих предметов Совет Строгановского училища пригласил такого мастера стилизации, как М.А. Врубель, а также других извест­ных художников и архитекторов: СУ. Соловьева, Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Л.М. Браиловского, СВ. Исаковского, К.М. Быков­ского, Н.С Курдюкова, А.В. Кузнецова. Позднее эти предметы вели СИ. Вашков, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский.

Преподаватели-архитекторы вели, как правило, сразу два предмета: «Композицию» и «Изучение стилей» (последний до 1898 г. назывался «История орнаментов»). Понятие стиля стало даваться более широко: изучался не только орнамент, как прежде, но и стильная вещь в це­лом — ее назначение и место в интерьере, пропорции и форма, матери­ал, техника изготовления и т.д. Причем лекционный метод соединялся с обмерами в музее училища. Курс «Всеобщая история искусств» вел ху­дожник-архитектор СВ. Ноаковский. Он умел несколькими точными штрихами почти мгновенно нарисовать на доске план любого сооруже­ния, его фасад, характерные для исторических стилей детали.

В числе изделий, проектируемых в училище, постоянно присутст­вовала церковная утварь. Младшим курсам предлагались несложные изделия, наподобие образов, крестов, подсвечников и риз. На стар­ших курсах это могли быть лампады и люстры, переплеты Евангелия, иконостасы и маленькие часовни. Многие выпускники в дальнейшем работали на фабрике церковной утвари братьев Оловянишниковых. Стилистика строгановских проектов 1910-х гг. ближе всего к модерну, к его романтической, сказочной неорусской версии. В таком духе вы­полнены и работы графической мастерской — плакаты, макеты обло­жек путеводителя Русского общества пароходства и торговли на 1911 г. (рис. 14).

Строгановское училище стало основой сразу нескольких художе­ственно-промышленных и дизайнерских школ в России. В 1920 г. оно

Рис. 14

*.'.
V,.-"

П.И. Воронов и

B.C. Кондратьев. Макеты

'*

обложек путеводителя

Русского общества

пароходства и торговли

на 1911 г.



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


 


вошло в состав ВХУТЕМАСа, где использовался опыт работы мастер­ских по разным отраслям декоративно-прикладного искусства. Мос­ковская школа текстильного дизайна оказалась наследницей и ВХУТЕМАСа и Строгановки. После того как ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН был расформирован (см. ч. II, гл. 7), подготовкой дизайнеров факти­чески не занимались до воссоздания Строгановки в 1945 г.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1546. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия