Студопедия — Труд как социальный процесс: социальная сущность труда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Труд как социальный процесс: социальная сущность труда






 

Труд, в первом приближении к его пониманию, есть средство удовлетворения материальных человеческих потребностей, средство воспроизводства жизни. В этом заключается важнейшее, изначальное назначение труда. Здесь труд главным образом предстает как несвободная деятельность человека, порожденная внешней материальной необходимостью. Понятен в данном контексте тезис К. Маркса о том, что переход из «царства необходимости» в «царство свободы» (к высшей общественной формации) должен совершиться не через освобождение, но через уничтожение труда.2 Однако трудовая деятельность это не только средство к жизни, но и насущная человеческая потребность сама по себе. Благодаря труду и реализации в процессе труда своих сущностных сил (т.е. психофизических, умственных, творческих способностей и социальных качеств) человек становится человеком в собственном смысле (т.е. деятельным общественным существом). Маркс указывает, что труд есть именно человеческая деятельность, при этом общественно-определенная человеческая деятельность. Субъектом труда является человек, и является он таковым именно как общественный субъект. С самых первых исторических шагов человечества труд носит общественный характер. Маркс подчеркнул: «…Раз люди так или иначе работают друг на друга, их труд получает тем самым общественную форму».3

Отношение человека к предмету труда в процессе трудовой деятельности всегда предполагает его отношение к другому человеку. Даже самый простой акт практической деятельности человека предполагает сложную систему его социальных связей и отношений. Используя те или иные орудия труда, предметы быта, одежду, жилище и т.п., присваивая для своего потребления эти предметы, индивид постоянно соотносится с другими людьми, включаясь в систему отношений разделения труда, собственности и распределения. Так, в процессе производства члены общества приспосабливают предметы природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в соответствие с которой каждый индивид принимает участие в произведенном; обмен доставляет ему определенные продукты; наконец, в потреблении продукты труда становятся предметами потребления, индивидуального присвоения.

Вступая в процесс трудовой деятельности, человек не оставляет за «порогом труда» все богатство своих социальных связей и отношений, не превращается в некий «инструмент», обладающий только способностью к труду, производственными знаниями, навыками и опытом. Для человека как субъекта труда важно, чтобы его трудовая деятельность была общественнополезной и признанной обществом. В трудовой деятельности человек реализует свои цели, удовлетворяет потребности и интересы как личность, включает свой труд в контекст общественного труда, деятельности общества в целом. Таким образом, социальная сущность труда заключается в том, что труд индивида в обществе и для общества – это важнейшее условие и необходимое средство социализации, т.е. включения (вхождения) индивида в социум. Трудовой образ жизни – основной способ социального бытия человеческого индивида (личности) и его саморазвития (самореализации).

Попытку дать емкое определение труда, на основе положений марксизма осуществляет Данило Ж. Маркович: «труд это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которых она осуществляется, человек самоутверждается в ней как генетическое существо, создавая материальные и духовные ценности, служащие удовлетворению его сущностных потребностей».1

Труд создал человека как такового и выделил его из животного мира. В этой связи он составляет исключительное достояние человека.

В животном мире нет труда, а лишь рефлексивное поведение. Лошадь за плугом и осел на мельнице не трудятся, они производят работу, т.е. лишь физический процесс, который как таковой лишен сущностных характеристик труда: целесообразности и созидания («вкладывания души»).

Вообще работа без духовного компонента – это не труд. С. Булгаков замечает: «даже простой рыбак стремится делать свою работу хорошо, хочет гордиться ею». 2 Однако разделение и дифференциация труда, особенно на индустриальном этапе развития производства, привели к таким феноменам как «отчуждение труда», «частичный работник».

«Отчуждение труда» во многом обусловлено утратой работником своей субъектности в процессе труда. Человек здесь предстает как «частичный работник», «приложение» к машине, «винтик» с ограниченным кругом функций, цели которому задаются «извне», «сверху». И, тем не менее, даже в этом процессе человек не утрачивает свою субъектность до конца, стремится вложить в работу свое индивидуальное, личностное начало. Противоречие развития человека как работника и как личности является одним из значимых генетических оснований социально-трудового конфликта в экономическом обществе на индустриальном этапе развития.

В плане общеисторического, «вечного» среза человеческого развития следует отметить вклад марксизма в разработку вопроса об историческом предназначении человека и его универсальном развитии. В плане конкретно-исторической сущности человек исследуется как «аккумулят» социального, как частичное, разорванное, неразвитое явление в условиях общественного антагонизма. В футурологическом аспекте марксизмом отмечена тенденция многостороннего, всестороннего развития человека как работника уже в условиях капитализма, выступающая предпосылкой всестороннего развития его личности в обществе освобожденного труда.

 

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 4392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия