Студопедия — Глава 3. Авторское право
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3. Авторское право






 

Общие положения

 

Понятие " авторское право" не определено в международных договорах. Национальное законодательство такие определения иногда устанавливает. Например, в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации " Об авторском праве и смежных правах" авторское право - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие " авторское право" не определено, однако признано, что результатом творческой деятельности авторов являются произведения науки, литературы и искусства.

На этом основании из общего определения понятия " интеллектуальная собственность", данного в § 1.2, можно определить понятие " авторское право" следующим образом.

Авторское право - это установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц.

Существуют и иные определения понятия " авторское право", однако главным в любом определении являются три элемента:

1) произведения науки, литературы и искусства признаются охраняемыми при некоторых условиях;

2) автору предоставляются личные неимущественные права на созданное им произведение;

3) автору или иным лицам предоставляются исключительные имущественные права на использование созданного автором произведения.

При рассмотрении авторского права очень важным оказывается принцип дуализма интеллектуальной собственности, рассмотренный в § 1.6. Частный случай принципа дуализма интеллектуальной собственности для объектов авторского права имеет простую форму.

Принцип дуализма авторского права: нематериальные произведения науки, литературы и искусства объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах - вещественных или волновых.

Несмотря на простоту и очевидность этого принципа, он никогда не формулировался и не использовался при создании и совершенствовании национального законодательства и международных договоров. В результате многие положения международных договоров и национального законодательства оказываются по меньшей мере неточными. Приведем несколько показательных примеров.

В опубликованном официальном русском тексте ст. 2(1) Бернской конвенции установлено, что " термин " литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения..." *(65).

В этом положении нематериальный объект (произведение) отождествлен с материальным носителем, в котором это произведение воплощено (книги, брошюры и пр.). Много поколений разработчиков Бернской конвенции не смогли или не пожелали установить принцип дуализма авторского права, т.е. не установили различия между нематериальным объектом и его воплощением в материальном носителе.

Справедливости ради следует отметить, что в английском тексте Бернской конвенции при некоторой фантазии можно усмотреть неявные элементы принципа дуализма авторского права. Дело в том, что благодаря низкой квалификации русскоязычных работников Секретариата ВОИС официальный русский перевод Конвенции во многих местах оказался неверным. Например, в английском тексте Бернской конвенции говорится, что expression " literary and artistic works" shall include every production in the literary, scientifi c and artistic domain, whatever may be the mode or form of its expression, such as books, pamphlets and other writings*(66). Смысл этой фразы совсем иной, чем в официальном русском переводе, поскольку речь идет о том, что выражение " произведение литературы и искусства" относится к любому производству в области литературы, науки и искусства. Именно в производстве нематериальные произведения воплощаются в материальных объектах, таких как книги, брошюры и иные письменные издания, что и соответствует принципу дуализма авторского права.

С точки зрения принципа дуализма авторского права вышеупомянутое положение Бернской конвенции следует понимать так: термин " литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были воплощены в материальных объектах, таких как книги, брошюры, рукописи и т.д.

В варианте перевода Бернской конвенции, размещенном на портале ВОИС*(67), используется прямой перевод английского текста: " Термин " литературные и художественные произведения" охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения" *(68).

Игнорирование принципа дуализма авторского права ведет и к иным проблемам. Например, в ст. 4 Бернской конвенции речь идет об изготовлении экземпляров произведений, а в ст. 6 Договора ВОИС по авторскому праву используются выражения " оригинал" и " экземпляр" произведения, причем в согласованном заявлении относительно этой статьи говорится, что выражения " экземпляры" и " оригинал и экземпляры" относятся исключительно к зафиксированным экземплярам, которые могут быть выпущены в обращение в виде материальных предметов*(69).

С точки зрения принципа дуализма авторского права " экземпляр произведения" - это любой материальный объект, в котором выражено произведение, в том числе и товары, находящиеся в гражданском обороте.

В ранее действовавшем законодательстве*(70) под экземпляром произведения понималась копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. В ст. 1268(1) Гражданского кодекса Российской Федерации сохранен тот же подход*(71), что нельзя считать правильным, поскольку в действительности нет копий произведения, а могут быть копии товаров, в которых воплощены произведения.

С позиций принципа дуализма авторского права все эти положения и разъяснения получают простой и очевидный смысл: оригинал - это первое воплощение автором произведения на каком-либо носителе (на бумаге рукописным, машинописным или компьютерным способом, на компакт-диске, флеш-памяти и т.д.), а экземпляры - это товары, в которых воплощаются произведения, т.е. книги, брошюры, журналы и т.д.

 







Дата добавления: 2014-10-29; просмотров: 817. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия