Студопедия — Роль личности в истории. <> У человека, как и у высших животных, воспитание является органическим продолжением наследственности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль личности в истории. <> У человека, как и у высших животных, воспитание является органическим продолжением наследственности






<...> У человека, как и у высших животных, воспитание является органическим продолжением наследственности. Толь­ко при помощи воспитательных внушений человек овладевает своими органами и способностями, элементарными и общими знаниями, распространенными в его среде. Его врожденные спо­собности должны быть воспитаны другими людьми, чтобы он сам мог себе их усвоить. Язык, которым он говорит, знания и понятия, которым он учится, закон, которому он подчинен, по­нятие о Боге, которому он служит и поклоняется, — все содер­жание его сознания дано ему людьми или через посредство лю­дей. Самая внешняя среда, природа, действует на него через по­средство человеческой среды, определяя его антропологический тип в наследственной передаче медленно образовавшейся орга­низации, его культурный тип — в преемстве местных традиций, обычаев и понятий, сложившихся под общим и продолжитель­ным влиянием данных естественных условий. <... >

Мы не хотим отрицать роли личности в истории, мы полага­ем, напротив того, что личность может иметь и действительно имеет в ней общее значение. В известном смысле все совершает­ся в истории личностью и через личность: только в ней воплоща­ется идея. Но именно поэтому универсальное значение личности и нуждается в объяснении. <... >

Прежде всего историческая личность есть продукт своего об­щества; она образуется им, проникается его общими интересами. Она представляет его органически, воплощает, сосредотачивает в себе известные его стремления, а поскольку может и сознать их лучше, чем другие, и найти путь к разрешению назревших исторических задач. <...> Когда известные исторические зада­чи назрели, когда общественные потребности, частью сознавае-


мые, частью еще не сознанные отдельными умами, достигают известной интенсивности, когда общественная воля с прогрес­сивно возрастающею силою тяготеет в определенном направле­нии, — она, естественно, ищет наиболее приспособленный орган как для своего выражения, так и для своего осуществления. И она, естественно, стремится к органическому средоточию обще­ства, к представителям его власти, дабы внушить им известную задачу, если не определенное решение. <... >

Сила государства — в его жизненных принципах, во внут­реннем единстве духа, которое обусловливает его политический и культурный строй. Но народная воля не должна пребывать на­всегда бессознательной, импульсивной, и народная мудрость — бессловесным инстинктом, который выражается в судорожных рефлексах и диких воплях. Если народ есть живое существо, то это организм высшего порядка, члены которого обладают разум­ной природой. И вот почему существенной задачей каждого го­сударства является просвещение народа и образование его интел­лигенции. <...>

Личность представляет свое общество и свою эпоху. Но этим еще не исчерпывается ее значение. Ибо если бы личность служи­ла только выражению известных общественных стремлений, пас­сивным органом собирательной воли и сознания, то она не могла бы оказывать существенного влияния на ход событий и на разви­тие своего общества. <... > Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать так или иначе его развитию и нрав­ственному улучшению, нужен не только патриотизм, но и ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. И вот почему, для мыслителя и художника, для религиозного и поли­тического преобразователя всеобщий, истинный идеал не всегда таков, как он признается в его среде. <... >

Итак, признавая общий, необходимый характер историчес­ких событий и внутреннее, разумное единство общего течения истории, мы в то же время признаем за личностью способность представлять свое общество и управлять им. Понятие о первона­чальном родовом единстве, об органической коллективности со­знания не отрицает, а объясняет нам эту провиденциальную роль личности в истории. Ибо то, что приобретено личностью, стано­вится достоянием рода, в силу ее органической солидарности с ним; дело личности, ее подвиг и творчество имеют общее значе­ние помимо своих внешних, непосредственных результатов. С


другой стороны, индивидуальная личность может... вмещать вселенский идеал, познавая всеобщую истину лишь в универсаль­ных, родовых формах человеческого сознания. Только в своей органической солидарности с родом отдельная личность облада­ет такими формами.

Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С. 557—563.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 523. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия