Студопедия — Истинные цари
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истинные цари






 

Ар-Рашид сказал: «Мы, халифы и цари, умираем и истлеваем, а ученые живы, пока живо время». Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Короли управляют народом, а ученые управляют королями».

Аль-Ахнаф сказал: «Ученые – едва ли не господа, ведь любая сила, не подкрепленная знанием, превращается в унижение».

Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?». Он ответил: «аль-Хасан». Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем (в вопросах) своей религии, а он не нуждался в их мирских благах. И я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел присутствовать на его уроке, чтобы послушать, что он скажет и записать его знание». Тогда аль-Хаджжадж сказал: «Вот это, клянусь Аллахом, господство!».

Ма‘н ибн Заида послал Суфьяну триста динаров. Суфьян сказал посыльному: «Подойди к тому окошку и посмотри, что там лежит». Тот ответил: «Я нашел четыре мелкие монеты». Суфьян сказал: «Они лежат у меня уже три месяца, и я не знаю, что с ними делать. А что же мне делать с твоими динарами?».

Вот ‘Иса ибн Йунус рассказывает об аль-А‘маше: «Мы никогда ни на одном собрании не видели богачей и султанов такими жалкими, как на уроках аль-А‘маша, у которого нет ни дирхема».

В одной из историй о нем говорится, что Абу Джа‘фар аль-Мансур скрывался у одного человека, попитавшего его. Когда власть в халифате перешла к нему, тот человек пришел его поздравить. Абу Джа‘фар оказал ему почет и сказал: “Проси, что желаешь”. Он ответил: “Ты знаешь, что Аллах облагодетельствовал меня и я ни в чем не нуждаюсь. Я только хочу, чтобы аль-А‘маш научил меня хадисам. Напиши ему послание, пусть он меня научит”. И Абу Джа‘фар собственной рукой написал для него послание аль-А‘машу, в котором уведомил, что он должен исполнить его волю, и велел научить этого человека хадисам. Он отправился с этим посланием к аль-А‘машу, подошел к его двери и постучал в нее. Аль-А‘маш не любил, когда в его дверь стучали, и крикнул: “Кто там? Войди”. Он вошел. Аль-А‘маш в это время готовил жмыхи для своей овцы, и он спросил этого человека: “Что у тебя? ”. Тот ответил: “Это послание от повелителя правоверных”. Он сказал: “Дай мне его”. Он взял послание, затем (позвал свою овцу): “Бусра! ”. Она подняла голову, и он принялся кормить ее им, пока она его не съела. Затем спросил: “Что было в нем? ”. Человек ответил: “Чтобы ты научил меня хадисам”. Аль-А‘маш сказал: “Я не стану тебя учить ни одной букве из хадиса”. Тот воскликнул: “Субхан Аллах[247]! Абу Мухаммад! Повелитель правоверных пишет тебе о чем-то, а ты не выполняешь (его волю)! ”. Аль-А‘маш ответил: “Клянусь Аллахом! Я не стану рассказывать хадисы ни тебе, ни людям, в кругу которых ты сидишь”.

Эмир Халид ибн Ахмад аз-Зухли, правитель Бухары, послал к имаму аль-Бухари: “Принеси мне книги «аль-Джами‘» и «ат-Тарих», чтобы послушать их из твоих уст”. Аль-Бухари сказал посланнику эмира: «Скажи ему: я никогда не унижаю знание, и не ношу его к дверям султанов. Если он нуждается в чем-то из него, то пусть придет ко мне в мечеть или ко мне домой. Если же тебе это не нравится, то запрети мне давать уроки, чтобы я мог оправдаться перед Аллахом в день Воскрешения в том, что я не скрывал знание”. И это стало причиной их неприязни друг к другу».

Аль-Фадль ибн Омар сказал: «К аль-Хатибу аль-Багдади пришел один ‘алави[248] с динарами в рукаве и сказал ему: “Такой-то приветствует тебя и передает следующее: “Расходуй это на свои нужды”. Аль-Хатиб, нахмурившись, ответил: “Я не нуждаюсь в них”. ‘Алави сказал: “Похоже, что тебе этого мало”. – И, вытряхнув свой рукав на коврик аль-Хатиба, высыпал туда (все) динары, и сказал: “Здесь триста динаров”. Аль-Хатиб встал с покрасневшим (от гнева) лицом, выхватил свой коврик, просыпав деньги на пол, и вышел из мечети».

Аль-Фадль сказал: “Я не забуду, с каким величием вышел аль-Хатиб и какое унижение пришлось вытерпеть тому ‘алави, когда он, сидя на полу, подбирал динары, собирая и вытаскивая их из щелей циновки”.

‘Ата ибн Абу Раббах пришел к Абдульмалику, когда тот сидел на троне, а вокруг него собрались знатные особы. Это было в Мекке во время хаджжа в период его правления. Когда Абдульмалик увидел его, то встал, поприветствовал его, усадил рядом с собой на трон, а сам сел перед ним и сказал: “Абу Мухаммад, у тебя (ко мне какая-то) нужда? ”. Тот ответил: “Повелитель правоверных, бойся Аллаха в отношении места, заповеданного Аллахом и Его посланником (Мекки), которое должно процветать; бойся Аллаха в отношении потомков мухаджиров и ансаров, ведь благодаря им ты занимаешь это место; бойся Аллаха в отношении воинов, (охраняющих наши) границы, ведь они – щит мусульман; интересуйся делами мусульман, ведь только ты ответственен за них; бойся Аллаха в отношении тех, кто стоит у тебя за дверью, не пренебрегай ими и не закрывай перед ними дверь”. И он ответил: “Я исполню”. Затем ‘Ата ибн Абу Раббах поднялся и (собрался) уходить, а Абдульмалик взял его за руку и сказал: “Абу Мухаммад, ты попросил нас только за других, и мы удовлетворили эти просьбы, а в чем твоя нужда? ”. Он ответил: “У меня нет нужды к тому, кто лишь сотворен Аллахом”, – и ушел. Абдульмалик сказал: “Вот это достоинство, да станет твой отец искуплением за тебя! ”.

Ибн ‘Аун пришел к эмиру Саламу ибн Кутайбе и сказал: “Ас-саламу ‘алайкум”, – ничего больше не добавив (к приветствию). Салам засмеялся и сказал: “Ибн ‘Ауну мы можем это простить”- имея в виду, что он не поприветствовал его так, как следует приветствовать эмира.
Глава девятая

Благонравие и благовоспитанность







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 531. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия